Органы контроля
в СССР
Основным органом социалистического контроля в нашей стране является Комитет народного контроля СССР. В союзных и автономных республиках, краях, областях и районах, на предприятиях и в организациях в зависимости от объема их работы организуются комитеты, посты и группы народного контроля из числа работников этих предприятий и организаций.
Задачей органов народного контроля является проверка хозяйственно-финансовой деятельности, предотвращение ошибок и возможных злоупотреблений, поддержка всего нового, передового в работе. Комитет народного контроля СССР имеет право проверять все отрасли народного хозяйства. В отдельных случаях органы народного контроля могут налагать на виновных штрафы и начеты.
Посты и группы народного контроля на предприятиях имеют право проверять хозяйственную деятельность, ставить вопросы перед администрацией, партийной и профсоюзной организацией по результатам проверок. Они периодически отчитываются о проделанной работе на собраниях трудящихся, в степной печати и по местному радиовещанию.
Министерство финансов СССР и его органы на местах осуществляют финансовый контроль. Финансовые органы контролируют платежи в бюджет отчислений от прибыли, удержания налогов с населения, перечисление кредиторской и депонентской задолженности с истекшими сроками исковой давности. Система органов государственного финансового контроля осуществляет финансовый контроль через Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР и его местные органы, а также городские (районные) финотделы.
Система органов государственного финансового контроля и ее составляющие. Государственный банк СССР является единым расчетным кассовым центром в нашей стране. Через него ведутся все безналичные расчеты. Госбанк СССР выдает торговым предприятиям краткосрочные кредиты на различные нужды.
Осуществляя безналичные расчеты, Госбанк СССР и его отделения на местах контролируют соблюдение договоров и платежей, целесообразность и законность расчетов, Путем предоставления кредитов Госбанк СССР, контролирует выполнение плана товарооборота, состояние товарных запасов и их оборачиваемость, своевременную сдачу кассовой выручки. Госбанк СССР контролирует также расходование наличных денег предприятиями. Контроль Госбанка СССР особый — контроль рублем. Это значит, что ему предоставлено право получать повышенные процентные ставки при просрочке погашения ссуд, а также переводить в этом случае предприятия на особый режим кредитования.
Использование средств на капитальные вложения контролирует Стройбанк СССР.
Проверку соблюдения правил работы торговых предприятий и качества товаров осуществляют органы специального контроля. К ним относятся Государственная торговая инспекция (Государственная торговая инспекция) и Государственная инспекция по качеству товаров (ГИК). Первая проверяет соблюдение правил работы торговых предприятий, цен на товары, правильность использования измерительных приборов. Вторая — контролирует качество товаров, поступающих в продажу.
Внутриведомственный контроль осуществляют в системе Министерства торговли СССР контрольно-ревизионные управления (отделы) министерств торговли союзных, автономных республик, управлений торговли исполкомов, а в торговых организациях — бухгалтеры-ревизоры.
Общественный контроль является составной частью социалистического контроля. Одной из наиболее распространенных его форм на предприятиях торговли являются комиссии и группы, созданные профсоюзными организациями. Они проверяют работу предприятий торговли и общественного питания.
Большую работу по контролю проводят постоянные комиссии по торговле и общественному питанию при исполкомах местных Советов. В ряде районов и областей организованы общественные отделы торговли.
Кроме того, при торговых организациях и предприятиях организуются на общественных началах группы внештатных ревизоров из числа опытных практических работников, молодежи, имеющей специальное образование, и пенсионеров. Эти ревизоры проводят как самостоятельные
ревизии, так и участвуют в ревизиях совместно со штатными работниками.
Следует, однако, отметить, что вся система органов государственного финансового контроля должна строить свою работу координировано, проводить ревизии комплексно. В противном случае проверки будут носить поверхностный и формальный характер, и их результаты не окажут необходимого воздействия на улучшение работы торговых предприятий и организаций.


Комментарии: