Пособие по беременности и родам: исчисляем исходя из общего заработка!

Ситуация: Девушка с 15 ноября 2012 г. по 29 декабря 2012 г. работала на предприятии с з/п 3000 грн., с 29 декабря 2012 г. пишет заявление на перевод в другую организацию, где и работает в настоящее время с з/п 1000 грн. С апреля 2013 г. уходит в декрет. Вопрос: Можно ли включить з/п с предыдущего места работы (с 15 ноября 2012 г. по 29 декабря 2012 г. з/п 3000 грн.) в декретные, чтобы размер выплаты был больше??? (вопрос поступил на форум сайта «Учет и налоги»)

На основании ст. 179 Кодекса законов о труде Украины (Далее — КЗОТ) для работников-женщин предусмотрен оплачиваемый отпуск в связи с беременностью и родами продолжительность, в общем случае, 126 календарных дней. Ст.4 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 г. №504/96-ВР (Далее – Закон  №504) данный вид отпуска относится к социальным отпускам. Согласно ст. 21 Закона №504 при социальных отпусках выплачивается государственная помощь на условиях, предусмотренных Законом Украины «О государственной помощь семьям с детьми» от 21.11.1992 г. №2811-XII (Далее – Закон №2811) и другими нормативно-правовыми актами Украины.

Отметим, что согласно ст. 9 Закона  №2811 помощь в связи с беременностью и родами предоставляется в размере ста процентов среднемесячного дохода женщины (и не менее 25 % прожиточного минимума трудоспособного лица). Выплата подобных сумм на основании ст. 4 закона  №2811 производится по месту основной работы (что, конечно не учитывает возможность работы женщины по совместительству). К сожалению, в Законе  №2811 не интерпретируется термин «среднемесячный доход женщины». Трактуется лишь понятие «среднемесячный совокупный доход семьи» — исчисленный в среднем за месяц доход всех членов семьи из всех источников поступлений в течение шести месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением государственной социальной помощи.

Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными захоронением» от 18. 01.2001 года  №2240-III (Далее – Закон №2240) предусмотрено право застрахованных и иных лиц на материальное обеспечение в случае наступления страхового случая. Для рассматриваемого случая пособие компенсирует потерю матерью (усыновителем) заработной платы (дохода) на период отпуска в связи с беременностью и родами. П.3 ст. 4 Закона  №2240 установлено ограничение для выплаты пособия по беременности и родам для женщин, которые уплачивают страховые взносы менее полных шести календарных месяцев за последний календарный год. В таком случае помощь выплачивается исходя из фактической заработной платы, но не выше минимальной заработной платы на дату страхового случая (сразу отметим, что данная норма Закона  №2240 противоречит положениям ст. 9 Закона №2811). Кроме того, в соответствии со ст. 39 Закона  №2240 «среднемесячный» размер упомянутого пособия не должен превышать предельный размер суммы, с которой удерживаются страховые взносы (в марте 2013г. — 19499 грн.).

Статьей 53 Закона №2240 устанавливается механизм расчета средней заработной платы для исчисления пособия по беременности и родам, согласно которому при исчислении средней заработной платы (дохода) для выплаты пособия по беременности и родам учитываются все виды такой заработной платы (либо дохода), но не выше предельного размера суммы, с которой удерживаются страховые взносы (см. выше). Согласно п.2 ст. 53 Закона №2240 порядок исчисления средней заработной платы для предоставления пособия по беременности и родам устанавливается Постановлением Кабинета Министров Украины «Об исчислении средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию» от 26.09.2001г.  №1266 (Далее – Постановление №1266).

Пособие можно получать не только на основном рабочем месте, но и на работе по совместительству. Периодом для расчета средней заработной платы принимается последние полные шесть календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором произошел страховой случай. Если женщина работала менее шести месяцев (но более одного) – для расчета принимаются фактически отработанные полные месяцы. Для беременных женщин, которые отработали на последнем месте работы менее календарного месяца (до наступления страхового случая), п. 6 Постановления №1266 предусмотрен расчет среднемесячного дохода в размере фактически начисленной заработной платы (но не выше средней по региону и не ниже минимальной). По выбору женщины, среднюю заработную плату в таком случае можно рассчитать суммарно, по несколькими местами работы (а так же если были перерывы в работе), за шесть последних «рабочих» календарных месяцев подряд в 12-месячном периоде перед наступлением страхового случая (исчисление в таком случае осуществляется Фондом социального страхования, а выплата – по месту работы). Более подробно указанная ситуация рассматривается в Письме Министерства труда и социальной политики Украины «О применении изменений, внесенных постановлением Кабинета Министров Украины от 08.12.2009 г.  №1332» от 01.02.2010 г. №1000/0/14-10/18. К слову, текст упомянутого письма так же подтверждает нормы Постановления №1266 о том, что вариант расчета средней заработной платы по нескольким «несовмещенным» местам работы распространяется лишь на случаи, когда женщина работала (уплачивались страховые взносы) менее чем календарный месяц.

Получается, на упомянутую автором письма ситуацию положения п.6 Постановления №1266 не распространяются. В таком случае придется воспользоваться нормами п.5 Постановления №1266. То, что трудовой договор на предыдущем месте работы был расторгнут в связи с переводом женщины на новое предприятие для целей исчисления пособия по беременности и родам, по мнению автора, значения не имеет. Естественно, в указанной ситуации подобная «потеря» заработка для исчисления пособия по безработице «не справедлива». Если у женщины есть желание, она может попытаться получить пособие, рассчитанное исходя из «общей» заработанной суммы в судебном порядке.

Расчет и выплата пособия по беременности и родам осуществляется согласно ст. 50 Закона №2240, ст.5 Закона №2811 по основному месту работы (по совместительству). Обратим внимание, что ст. 9 Закона№2811, так же п.1 ст.53 Закона №2240 не устанавливает ограничений для исчисления пособия относительно расчета среднемесячной заработной платы (дохода) в зависимости от наличия нескольких мест работы. Конкретно, в ст.9 Закона №2811 указано: «в размере 100 процентов среднемесячного дохода … женщины», а в ст. 53 Закона №2240: «При исчислении средней заработной платы (дохода) для обеспечении пособиями .. по беременности и родам учитываются все виды заработной платы (дохода)». Вместе с этим, п.2 ст.53 Закона №2240 ссылается на нормы Постановления №1266, как определяющие порядок расчета средней заработной платы для исчисления пособия. Но, естественно, положения «более старого» Закона №2811 и Закона №2240 имеют приоритет над нормами Постановления №1266. То есть, согласно идей этих Законов и КЗОТ, пособие по беременности и родам может быть рассчитано исходя из совокупного заработка (дохода) женщины-работника не зависимо от мест его получения.

На первый взгляд, оспаривание сумм пособия может показаться трудовым спором и для его разрешения целесообразно обратиться в местный суд на основании ст.221, ст.232 КЗОТ. Однако, в такой ситуации предприятие является «техническим» посредником, «передающим» пособие от местного рабочего органа отделений Фонда социального страхования «конечному» получателю – работнику. Поэтому, при наступлении упомянутого в вопросе страхового случая целесообразно обратиться в местный рабочий орган отделений Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности Украины с требованием исчислить (и сообщить об этом работодателю) пособие по беременности и родам, исходя их норм ст.9 Закона №2811 и п.1 ст.53 Закона №2240 (в сумме общего заработка). К подобному заявлению целесообразно приложить справки о заработной плате, копии кадровых приказов и т.п.

Если (что весьма вероятно) «местный» Фонд откажет, его действия необходимо обжаловать на основании ст.23 Закона №2811 в Исполнительной дирекции Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности Украины либо в административном суде. При обращении в суд для защиты своих прав работнику-женщине в исковом заявлении ответчиками необходимо указать как местный рабочий орган отделения Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности Украины (в части исчисления пособия исходя из общего заработка на основании ст.9 Закона №2811 и п.1 ст.53 Закона №2240), так и работодателя (в части выплаты пособия, рассчитанного Фондом). Обратим внимание, что по подобным спорам с органами Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности Украины имеется положительый для застрахованных лиц судебный прецедент (Постановление Высшего административного суда Украины от 04.04.2006г. ).

Друшляк А.В., специально для сайта «Учет и налоги», март 2013 г.

Об авторе: Друшляк Александр Викторович – известный независимый консультант в области украинского налогового, трудового и хозяйственного права. Публиковался во многих именитых профессиональных изданиях, таких как — «Бухгалтерия», «Юридическая практика», «Все о бухгалтерском учете», «Баланс», «Частный предприниматель», «Собственное дело», «Налоги и бухгалтерский учет», «Бухгалтерская неделя».

Трудовое право

Комментарии:

Оставить комментарий.