В настоящее время в Украине за нарушение законодательства о труде предусмотрена дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. Так, за нарушение требований законодательства о труде ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях (Далее – КУОАП) на должностных лиц предприятий, учреждений или организаций и предпринимателей может быть наложен штраф. Кроме того, ч.1 ст. 172 Криминального кодекса Украины (Далее – ККУ) за грубое нарушение законодательства о труде предусмотрены санкции в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ареста. Не стоит забывать и о дисциплинарной ответственности, которую за нарушение некоторых положений законодательства о труде могут понести работники в соответствии со ст. 147 Кодекса Законов о Труде Украины (Далее – КЗОТУ). На практике возможна ситуация, когда из-за неправильного определения объекта нарушения (правонарушения, преступления) к лицу могут быть необоснованно применены санкции, предусмотренные КУОАП, КЗОТУ и ККУ, за нарушение законодательства о труде, фактически не являющегося таковым. Поэтому в настоящий момент существует практическая необходимость интерпретации термина «законодательство о труде» и выяснении его признаков.
Прежде всего, определимся с тем, какие нормативно-правовые акты относятся к законодательству о труде. Для этого обратимся к КЗОТУ, который определяет правовые основы и гарантии осуществления гражданами Украины права распоряжаться своими способностями к продуктивному и творческому труду. Так ст. 4 КЗОТУ относит к законодательству о труде упомянутый Кодекс, а так же прочие акты законодательства Украины, принятые в соответствии с ним. Отметим, что термин «законодательство» довольно широко используется в отраслях права и, как правило, в значении совокупности законов и прочих нормативно-правовых актов, которые являются их источниками и регулируют ту или иную область общественных отношений. Вместе с тем, бланкетный способ изложения элемента нормы права в ст. 4 КЗОТУ требует определения совокупности нормативно-правовых актов, относящихся к актам законодательства о труде. Поэтому, попытаемся определить круг источников права, входящих в понятие законодательства о труде.
Для интерпретации термина «законодательство» обратим внимание на решение Конституционного суда Украины по делу по конституционному обращению Киевского городского совета профессиональных союзов относительно официального толкования части третьей статьи 21 КЗОТ (дело о толковании термина «законодательство») (ссылка — http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=v012p710-98) от 9 июля 1998 года № 12-рп/98, дело № 17/81-97 и № 1-1/98. Так, в п.1 резолютивной части Суд определил, что термин «законодательство», употребляемый в части третьей статьи 21 КЗОТУ относительно определения сферы применения контракта как особой формы трудового договора, следует понимать законы Украины, действующие международные договора Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, а также постановления Верховной Рады Украины, указы Президента Украины, декреты и постановления Кабинета Министров Украины, принятые в пределах их полномочий и в соответствии с Конституцией Украины и законами Украины.
Отметим, что Конституционный Суд Украины определяет толкование термина «законодательство» только для конкретного случая, предусмотренного частью 3 ст. 21 КЗОТУ. Возможно ли применить аналогию закона в такой ситуации и применить толкование КСУ для других норм КЗОТУ? Полагаем, что перечень нормативно-правовых актов, приведенный в упомянутом решении Конституционного суда Украины не является исчерпывающим для трудовых отношений, регулируемых прочими статьями КЗОТУ. Прежде всего, в совокупность понятия законодательства о труде, целесообразно включить нормативно-правовые акты министерств и других органов исполнительной власти, так же являющиеся источником норм трудового права. Вместе с этим, в соответствии с Постановлением Верховного Совета Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР», которое устанавливает, что до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, которые не урегулированы законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины. Поэтому в отраслях права продолжают применяться некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР или их отдельные положения. Таковыми в отрасли трудового права являются, например, Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, утвержденные постановлением Государственного комитета Союза ССР по труду и социальным вопросам от 20 июля 1984 г. № 213.
Обратим внимание, что в соответствии со ст. 57 Конституции Украины законы и другие нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом. В противном случае, они считаются недействительными. Помимо этого, на основании Указа Президента Украины «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» от 03.10.1992г. № 493/92 с 1 января 1993 года нормативно-правовые акты, издаваемые министерствами, другими органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления и контроля, и затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации и вступают в силу лишь через десять дней после нее, если в них не установлен более поздний срок вступления их в силу. Таким образом, за нарушение недействительного закона или не вступившего в силу нормативно-правового акта министерств и других органов исполнительной власти «виновное» лицо не может быть привлечено к ответственности. Вместе с тем, на некоторые упомянутые нормативные акты министерств и других органов исполнительной власти не распространяется требование о государственной регистрации. Так, на основании п. 5 Положения «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти», утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 1992 г. № 731 на государственную регистрацию не представляются, в том числе, нормативно-технические документы, например, Справочник квалификационных характеристик профессий работников, утвержденный приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 27.12.2006г. №336. Что касается применения равносильных специальных правовых норм, в таком случае, из них практичнее выбрать ту, которая содержится в более позднем акте.
Ст. 4 КЗОТУ так же относит к законодательству о труде прочие акты законодательства Украины, принятые в соответствии с данным Кодексом. Указанная норма подразумевает согласованность прочих актов законодательства о труде с положениями КЗОТУ. Однако, некоторыми вступившими в силу Законами Украины, регулирующими трудовые отношения, могут быть установлены специальные нормы, не согласованные с КЗОТУ или не предусмотренные его положениями, что объективно является неизбежным на данном этапе развития украинской государственности. При такой правовой коллизии, оснований не принимать во внимание нормы упомянутых Законов Украины в угоду «более пожилому» КЗОТУ — нет. Кроме того, акт законодательства о труде должен относиться именно к отрасли трудового права, т.е. в нем должны устанавливаться правовые нормы, регулирующие институты трудового права, трудовые отношения или их элементы. Например, типовые формы первичной учетной документации по труду, утвержденные Приказом Государственного комитета статистики от 05.12.2008 № 489 «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда», такие как, например П-1 «Приказ (распоряжение) о приеме на работу», П-3 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска», П-5 «Табель учета рабочего времени» не относятся к законодательству о труде. Потому что Приказ №489 принят в соответствии с Законом Украины «О государственной статистике» от 17.09.1992г. № 2614-XII, который, в свою очередь, регулирует правовые отношения в области государственной статистики, а значит к законодательством, регулирующим трудовые отношения — не является.
Таким образом, под термином «законодательство о труде» целесообразно понимать КЗОТ, а так же совокупность действующих нормативно-правовых актов (международно-правовых актов, законов, подзаконных актов и др.), регламентирующую институты трудового права, определенные трудовые отношения или их обособленные элементы.
Друшляк Александр Викторович
обсудить эту статью на форуме сайта «Учет и налоги»
Комментарии: