Единый налог в Украине 2012.Часть 5.

Упрощенная система: особенности учета и налогообложения.

С 2012 года плательщики единого налога освобождаются от уплаты налога на прибыль предприятий, налога на доходы физических лиц (в части налогообложения доходов физического лица-предпринимателя, полученных от тех видов его деятельности, которые указаны в свидетельстве плательщика единого налога), налога на добавленную стоимость (если он включен в состав единого налога и плательщиком единого налога выбрана соответствующая ставка единого налога), земельного налога за землю, используемую в его хозяйственной деятельности плательщика, сбора за осуществление некоторых видов хозяйственной деятельности, сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

Из Налогового кодекса Украины (Далее – НКУ), по сравнению с Указом Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.1998 №727 (Далее —  Указ №727) исключена норма о распределении сумм единого налога между местным бюджетом и органами социального страхования. Именно поэтому, начиная с 1 января 2012 года вся сумма единого налога будет уплачиваться в бюджет, и никаких «зачетов» с органами Пенсионного Фонда Украины или оплаты части единого налога на счета Пенсионного Фонда Украины по классу риска не будет. А это в свою очередь означает, что для плательщиков четвертой группы (неплательщиков налога на добавленную стоимость) по сравнению с 2011 годом в 2012 году произойдет увеличение налоговой нагрузки с 4,3 до 5 процентов, для плательщиков  налога на добавленную стоимость – с 2,58 до 3 процентов. Как видно, эти цифры достаточно существенны и за, на первый взгляд, понижением ставок скрывается реальное их повышение (напомним, ранее 57% от суммы начисленного единого налога перечислялись на счет Пенсионного Фонда Украины как платеж по классу риска и в дальнейшем субъект предпринимательской деятельности уменьшал свои обязательства по начислению единого социального взноса на фонд оплаты труда на такую перечисленную сумму).

Единый налог уплачивается плательщиками первой и второй групп не позднее 20 числа текущего месяца, также для них предусмотрена возможность совершения авансового платежа за весь налоговый период, но не более, чем до конца текущего отчетного года. Существует вполне обоснованное мнение, что такая возможность может превратиться в обязательство плательщиков единого налога первой и второй групп. Однако не станем заострять своего внимания на предположениях, пусть даже и достаточно обоснованных, а просто отметим, что такое требование со стороны налоговиков будет являться (в существующих сегодня реалиях) незаконным и необоснованным, поэтому все, что понадобится плательщику – это умение защищать свои средства от незаконных посягательств и стойко отстаивать свои позиции в органах налоговой службы. «Единщики» третьей и четвертой групп уплачивают налог в срок не позднее, чем через десять дней после граничного срока подачи соответствующей декларации. Заметим, что сроки для уплаты единого налога для юридических лиц изменились – если ранее единый налог должен был уплачиваться не позднее двадцатого числа месяца за предыдущий месяц, то с 1го января 2012 года платить необходимо не позднее, чем через 50 календарных дней после окончания отчетного квартала (10 дней после граничного срока подачи декларации в 40 дней) и не за месяц, а за весь отчетный квартал. Конечно, это изменение нельзя не назвать положительным – как с точки зрения возможности оплаты налога в более поздний период, так и с точки зрения расширения на единый налог общего правила и отмены специального «единоналожного» правила, требующего от бухгалтера держать в голове срок оплаты для единого налога. Статьей 295 НКУ установлено, что плательщики единого налога первой и второй групп, не использующие наемного труда, освобождаются от оплаты налога на протяжение одного месяца в год на время отпуска, а также на время подтвержденной копией больничного листа болезни, если она длится 30 и более календарных дней.

Отметим, что НКУ установлена обязанность плательщиков единого налога вести налоговый учет. Такой учет плательщиками первой, второй и третьей групп ведется в книге учета доходов, причем для тех плательщиков третьей группы, которые являются плательщиками налога на добавленную стоимость, введена специальная форма книги учета доходов и расходов. Записи в книгу заносятся ежедневно — в виде итогов. Плательщики единого налога четвертой группы не ведут книгу учета доходов и расходов, для составления деклараций по единому налогу они используют данные «упрощенной системы» бухгалтерского учета. Сроки подачи деклараций по единому налогу зависят от отчетного квартала и подчиняются общим правилам – лица, подающие декларацию за годовой период, подают ее в срок, предусмотренный для годового отчетного периода, а лица, которые обязаны подавать отчет за квартальный отчетный период, подают его в срок, предусмотренный для квартального отчетного периода. Налоговые декларации по единому налогу составляются нарастающим итогом. Стоит отметить норму о том, что плательщикам единого налога – юридическими лицами теперь не нужно регистрировать и вести книгу учета доходов и расходов. Многие предприятия по тем или иным причинам имели проблемы с ними – начиная от необходимости вручную переносить в эту книгу данные из полностью автоматизированного учета и заканчивая банальной небрежностью ответственных лиц – нерегистрацией или несвоевременной регистрацией упомянутой книги в органах ГНС. Заметим, что состав доходов для физических и юридических лиц плательщиков единого налога различается. В состав доходов физических лиц плательщиков единого налога не включаются проценты, дивиденды, роялти, страховые выплаты и возмещения, а также доходы, полученные от продажи движимого и недвижимого имущества, которое принадлежит на правах собственности такому плательщику единого налога. По общему правилу доход плательщика единого налога – это доход, полученный плательщиком единого налога на протяжении отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной формах. Однако существует и ряд специальных правил, а именно:

— при продаже юридическим лицом плательщиком единого налога основных средств доход определяется как разница между суммой, полученной от их реализации, и их остаточной стоимостью на день продажи таких основных средств;

— в состав доходов включаются суммы кредиторской задолженности, срок исковой давности по которым истек, а также суммы безоплатно полученных товаров, работ и услуг;

— в случае предоставления услуг по договорам поручения, транспортного экспедирования или по агентским договорам доходом считается только сумма агентского вознаграждения (вознаграждения поверенного);

— доход в иностранной валюте пересчитывается в гривну по курсу НБУ на дату получения такого дохода;

Датой получения дохода, как и прежде, является дата фактического получения на расчетный счет (в кассу) средств, дата списания кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности или дата фактического оприходования безоплатно полученных товаров, работ, услуг.

Не включаются в состав доходов плательщика единого налога такие доходы (поступления):

— суммы налогов и сборов, удержанные (начисленные) при выполнении плательщиком функции налогового агента;

— суммы налога на добавленную стоимость;

— суммы возвратной финансовой помощи, возвращенной на протяжении 12 календарных месяцев с момента ее получения, а также суммы кредитов;

— суммы средств целевого назначения, полученные из бюджета, бюджетных целевых фондов, Пенсионного фонда и других фондов социального страхования;

— суммы средств, которые возвращаются плательщику единого налога в результате возврата товаров, расторжения договора или по письму-заявлению на возврат средств;

— суммы средств, которые были получены в виде оплаты за товар, проданный плательщиком единого налога до получения им такого статуса, если сумма продажи такого товара была включена в состав доходов юридического лица при исчислении им налога на прибыль предприятий или общего налогооблагаемого дохода физического лица-предпринимателя;

— сумма средств или стоимость имущества, внесенных участниками или учредителями в уставный капитал такого плательщика;

— суммы  излишне уплаченных налогов и сборов, а также ЕСВ, возвращаемых плательщику из бюджетов и государственных целевых фондов;

— дивиденды, полученные юридическим лицом-плательщиком единого налога, налогообложение которых произошло в установленном Налоговым Кодексом Украины порядке.

Пунктом 14 статьи 292 НКУ установлено, что по описанным выше правилам доход определяется как для целей налогообложения, так и для целей определения права нахождения на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности. Эта норма в дальнейшем должна блокировать возможность налоговых органов в своих письмах и подзаконных актах разделить понятия налогооблагаемого дохода и дохода, включаемого в расчет для определения права нахождения на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, как это было сделано в период действия Указа №727. Стоит отметить еще некоторые нововведения. Пункт 3 статьи 152 НКУ дополнен положением, что плательщики налога на прибыль вместе с соответствующей декларацией подают в орган государственной налоговой службы перечень своих доходов и расходов, в разрезе контрагентов-плательщиков единого налога, в который включаются операции, совершенные с таким контрагентом. Это потребует от плательщиков налога на прибыль ведения дополнительного учета контрагентов в разрезе плательщиков единого налога. В свою очередь, адекватным ответом такой реалии должны стать соответствующие изменения в автоматизацию бухгалтерского и налогового учета на предприятии. При этом, вряд ли получится ограничиться просто флажком «Плательщик единого налога» в карточке контрагента, ведь статус плательщика единого налога имеет временный характер, а потому значение должно будет иметь периодический атрибут. Кроме того, на данный момент открытым остается вопрос, будет ли вестись учет операций с контрагентами-плательщиками единого налога в разрезе групп плательщиков единого налога, или необходим будет просто перечень и суммы операций, проведенных с такими контрагентами. От этого вполне обосновано будет зависеть стоимость доработок для программного обеспечения, а также правильность их функционирования, ведь плательщики уже сталкивались на практике с ситуациями, когда требования к учету не поддаются простой логике, которую можно было бы легко запрограммировать для ЭВМ.

Кроме того,  из НКУ исключен п.п. 12 п. 1 статьи 139, запрещающий отнесение к составу расходов по налогу на прибыль предприятий расходы, связанные с приобретением товаров, работ и услуг у физических лиц-плательщиков единого налога. С ситуацией, в которой потенциальный заказчик услуг или покупатель товаров плательщика единого налога (не плательщика налога на добавленную стоимость), отказывается приобретать товар в связи с отсутствием налогового кредита, мы сталкиваемся давно и к ней привыкли. Но, со вступлением в силу НКУ с 01.04.2011 года, в условиях, когда покупатели при работе с плательщиками единого налога- физическими лицами стали терять еще и валовые расходы, такие торговцы стали попросту закрываться в связи с отсутствием имеющихся и потенциальных покупателей. Нет ничего удивительного в том, что потенциальные клиенты не желают сотрудничать с физическими лицами – плательщиками единого налога – налоговые потери от такого сотрудничества по сравнению с сотрудничеством с плательщиком налога на добавленную стоимость «неединщиком» составляют на сегодняшний день 35,8% от общей стоимости услуг с учетом налога на добавленную стоимость. Верно, но поздно оценив ситуацию, законодатель все же отменил эту норму, параллельно изменив законодательство об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности. Третьим по счету, но не по важности, являются изменения, вносимые в п.п. 139 п. 1 статьи 14 НКУ, которые позволяют плательщику  единого налога, объем поставок контрагентам-плательщикам налога на добавленную стоимость которого за последние 12 календарных месяцев превышает 300 000 гривен, регистрацию плательщиком налога на добавленную стоимость. Таким образом, «безНДСные» плательщики единого налога могут получить свидетельство плательщика налога на добавленную стоимость при добровольной регистрации.

Подведем итоги. Как уже было замечено выше, законодательство об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности становится более гибким, но вместе с тем и более сложным. С одной стороны происходит его адаптация к конкретным классам направления хозяйственной деятельности, а с другой это же вызывает необходимость получения профессиональных консультаций уже на этапе выбора упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, что сразу сводит к нулю значение слова «упрощенная» в его названии. Более жесткими становятся требования к пребыванию на упрощенной системе налогообложения, более сложной становится процедура регистрации плательщиком единого налога (с появлением как минимум одного дополнения к заявлению о выборе упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности). Однако процедуру эту теперь не нужно будет проходить ежегодно, так как свидетельство плательщика единого налога становится бессрочным, да и сама процедура становится несколько более прозрачной – достаточно четко в Законе прописаны такие ее черты, как документы, необходимые для подачи заявления, сроки рассмотрения заявления, выдачи свидетельства, причины отказа в выдаче свидетельства. Внешнее понижение ставок сопровождается их реальным повышением, но сроки оплаты налогового обязательства, как и сама система оплаты, оптимизированы под общие правила, продлены и упрощены. Для четвертой группы плательщиков единого налога упрощен налоговый учет, продлены сроки подачи декларации, однако в случаях с первой и второй группами плательщиков единого налога законодателем достаточно явно оставлено поле для спекуляций налоговиками  в части предварительных платежей по единому налогу.

Так же вводится неоправданно много дополнений к налоговому учету – учет в разрезе плательщиков единого налога для плательщиков налога на прибыль, учет в разрезе плательщиков налога на добавленную стоимость «неНДСными» плательщиками единого налога, вводится условие для обязательной регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость плательщиком единого налога – нормы, которые либо создают излишние проблемы покупателям плательщика единого налога, либо излишнюю налоговую нагрузку для такого плательщика. Однако это с лихвой компенсировано отменой запрета на отнесение в состав расходов по налогу на прибыль расходов, понесенных в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у физических лиц – плательщиков единого налога. Нельзя также не отметить несбалансированность условий для третьей и четвертой групп плательщиков единого налога. Четвертая группа проигрывает третьей по основным критериям, которые можно применить для их сравнения, что в дальнейшем может иметь последствием уменьшение количества плательщиков четвертой группы и увеличение плательщиков третьей группы. Само по себе это не негативное последствие, а всего лишь незначительное перемещение. Но если проанализировать такое явление глубже, то можно заключить, что «единоналожные» нововведения спровоцируют увеличение «подставных» физических лиц-предпринимателей для получения «потерянных» лимитов оборотов, обусловленных ликвидацией юридических лиц, принадлежащих одному учредителю и созданных ранее с целью оптимизации налогообложения. Как правило, такими физическими лицами-предпринимателями обычно регистрируются «собственные» сотрудники работодателя. Которые, в свою очередь, несут полную материальную ответственность фактически за деятельность своего работодателя, что смещает риски хозяйственной деятельности с реального выгодополучателя на лицо, не имеющего реальных и полноценных выгод от такой хозяйственной деятельности. Кроме того, такие физические лица-предприниматели функционируют только до тех пор, пока состоят в формальных или неформальных трудовых отношениях со своим работодателем, после чего просто подают пустые налоговые отчеты в органы налоговой службы, повышая тем самым объем обрабатываемой органами налоговой службы отчетности, а вместе с тем – расходы бюджета, связанные с ее содержанием.

Нестеров Дмитрий Викторович, бухгалтерские услуги в Днепропетровске.

>>> см.так же Ставки единого налога и минимальный размер Единого социально взноса (ЕСВ) для плательщиков единого налога физических лиц в 2013 году

Обсудить статью на форуме.

ЕН-2012 >>> Четыре группы «единщиков».

ЕН-2012 >>> Сравнительная характеристика групп «единщиков».

ЕН-2012 >>> Как стать «упрощенцем»?

ЕН-2012 >>> Выдача и аннулирование свидетельства плательщика единого налога с 2012 года.

Специальные налоговые режимы

Комментарии:

Оставить комментарий.