Некоторые аспекты начисления и уплаты экологического налога

Начиная с 1 января 2011 , с вступлением в силу Налогового Кодекса, в Украине появится новый вид налога — экологический налог, по сути своей являющийся «переименованным» и видоизмененным сбором за загрязнение окружающей природной среды. Ст. 14.1.57 НК устанавливает, что

en00

На первый взгляд, механизм расчета и уплаты экологического налога упрощается и консолидируется в одном документе – Налоговом кодексе (НК). Но, вместе с этим, возрастают ставки налога, появляются  трудности «переходного»  периода. Плательщики налога, объект, база, ставки, порядок расчета, уплаты и отчетность по экологическому налогу приведена в разделе VIII НК. Ст.240 НК устанавливает, что плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, бюджетные учреждения, общественные организации и прочие лица, осуществляющие:

en0

* На основании ст.1 Закона Украины «Об отходах» от 05.03.1998г. № 187/98-ВР вторичным сырьем считаются отходы, если для утилизации и переработки таких отходов в Украине существуют специальные технологии и производственно-технологические и/или экономические предпосылки.

** Обратим внимание, что на основании ст. 1 Закона Украины «О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии» от 11.01. 2000 г.№ 1370-XIV (Далее – Закон№1370)  субъектом деятельности в сфере использования ядерной энергии может быть и предприниматель, который ведет или заявил о намерении вести деятельность в сфере использования ядерной энергии. Эксплуатирующей организацией (оператором), напротив, может быть только юридическое лицо.

Кроме того, на основании ст.297.2 раздела ХVI «Специальные налоговые режимы» НК, «упрощенцы» так же должны начислять и уплачивать экологический налог. Статьей 241 НК с 2011 г. вводится налоговое «ноу-хау». Теперь  экологический налог, взимаемый за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения, удерживают и уплачивают в бюджет налоговые агенты. К таким налоговым агентам относятся субъекты хозяйствования (в т.ч. и предприниматели), осуществляющие оптовую и розничную[1] торговлю топливом. Получается, с 2011 года экологический налог перечисляют в бюджет не лица, эксплуатирующие передвижные источники загрязнения (автомобили и т.п.), а «первые» продавцы топлива.

en1

Экологический налог исчисляется плательщиками самостоятельно ежеквартально по каждому виду загрязнения и/или загрязняющего вещества, исходя из ставок налога[2] в зависимости от фактических объемов загрязнения, классов опасности, уровня воздействия и корректирующих коэффициентов по следующим формулам:

en2

* Если субъект хозяйствования имеет несколько стационарных источников загрязнения, мест размещения отходов в пределах нескольких ( с разными кодами Классификатора объектов административно-территориального устройства Украины – КОАТУУ) населенных пунктов или за их пределами, то на основании ст.250.10 НК необходимо подавать налоговую декларацию по каждому месту расположения. Если источники загрязнения, места размещения отходов находятся в пределах одного населенного пункта ( по КОАТУУ) — предоставляется одна налоговая декларация по месту нахождения на налоговом учете. Для городов с районным делением действует такое же правило.

Для выбросов в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения установлена ставку налога в гривнях за тонну в зависимости от наименования загрязняющих веществ (перечень ст. 243.1 НК), класса опасности, безопасного уровня воздействия. Если в перечне ст. 243.1 НК загрязняющее вещество отсутствует, то ставка налога устанавливается в зависимости от класса опасности (ст. 243.2 НК). Для загрязняющих веществ, на который не установлен класс опасности и которые не вошли в перечень ст 243.1 НК, ставки экологического налога применяются в зависимости от установленных ориентировочно безопасных уровней воздействия данных веществ в атмосферной воздушной среде населенных пунктов (ст. 243.3 НК).

Для загрязняющих веществ, по которым не устанавливается класс опасности и ориентировочно безопасные уровни воздействия, ставки налога применяются как за выбросы загрязняющих веществ I класса опасности согласно перечня ст. 243.2 НК. Отдельно установлена ставка налога за выбросы двуокиси углерода в размере 0,2 гривни за одну тонну.Для выбросов загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения ст. 244 установлены ставки налога в гривнах за тонну в зависимости от вида[3] использованного топлива. Ставки налога за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты устанавливаются в гривнах за тонну. Налог рассчитывается в зависимости от названия загрязняющего вещества (ст. 245.1 НК). Если загрязняющие вещества не вошли в перечень ст.245.1 НК, но на них установлена предельно допустимая концентрация или ориентировочно безопасный уровень воздействия, то экологический налог уплачивается на основании ст.245.2 НК в зависимости от приведенных показателей. Для сбросов загрязняющих веществ, на которые не установлена предельно допустимая концентрация или ориентировочно безопасный уровень воздействия, используется ставка налога по наименьшей величине ПДК согласно перечню ст. 245.2 НК. За сбросы загрязняющих веществ в пруды и озера [4] ст. 245.4 НК предусмотрено увеличение ставки налога в полтора раза.

Ставки налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах, объектах устанавливает ст.246 НК. На основании, ст. 246.1 для люминесцентных ламп и оборудования и приборов, содержащих ртуть, элементы с ионизирующим излучением установлены ставки налога в размере 8,17 грн. и 469,36 грн. за единицу, соответственно. Ставки налога за размещение прочих отходов устанавливаются ст. 246.2 НК в зависимости от класса и уровня опасности отходов в гривнях за тонну.

Если на отходы не установлен класс опасности, то применяется ставка налога, установленная для размещения отходов I класса опасности. А за размещение отходов на свалках, не обеспечивающих полное исключение загрязнение атмосферного воздуха или водных объектов, к ставкам налога, приведенным в ст.ст. 2461.-246.3 НК применяется тройной коэффициент. Так же, ст. 246.5 НК устанавливается коэффициент к ставкам налога в зависимости от места размещения отходов в окружающей природной среде относительно населенного пункта.

Ставки налога за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока устанавливает ст. 248 НК в зависимости от категории отходов в гривнах за кубический сантиметр для радиоактивных отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения, и в гривнах за кубический метр для прочих радиоактивных отходов. Поскольку предприниматели не могут иметь статус эксплуатирующей организации, то ставки налога за образование радиоактивных отходов, приведенные в ст. 247 НК, на них не распространяются.

Следует помнить, что в соответствии с подразделом 5 раздела ХХ «Переходные положения» НК, по налоговым обязательствам по экологическому налогу, возникшим с 01.01.2011г. по 31.12.2012г. включительно, ставки налогов составляют 50 процентов, с 01.01.2013г. по 31.12.2013г. – 75 процентов, а с 01.01.2014г. – 100 процентов, от ставок, предусмотренных ст. 243,244,245,246 НК. Кроме того, в соответствии с подразделом 4 раздела ХІХ «Заключительные положения» НК ставки экологического налога ежегодно корректируются с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции путем внесения изменений в НК.

Налоговый (отчетный) период для экологического налога равен кварталу. Налоговая декларация по экологическому налогу подается в органы ГНС в течении 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала. Как и ранее, налог уплачивается раз в квартал — в течении 10 дней , следующих за последним днем предельного срока предоставления налоговой декларации. Если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществлять выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и т.п., то он должен уведомить налоговиков по месту расположения источников загрязнения и составить заявку об отсутствии у него в отчетном году объектов исчисления экологического налога. В противном случае, в течении года ему придется подавать «пустые» декларации. Срок подачи такой заявки НК не устанавливает. Однако, логично предположить, что он должен быть не позднее крайнего срока подачи декларации по экологическому налогу за первый квартал.

В случае, когда место предоставления декларации не совпадает с местом нахождения предпринимателя на налоговом учете, ст. 250.8 НК обязывает подавать в «родную» ГНИ копии соответствующих налоговых деклараций по экологическому налогу в установленные для их подачи сроки. Поскольку, на основании ст. 250.11 НК ответственными за контроль за временным хранением радиоактивных отходов их производителями сверх установленного срока являются Государственная инспекция ядерного регулирования Украины и СЭС, то ст. 250.7 НК предусмотрена подача вместе с налоговой деклараций по экологическому налогу согласованной этими органами копии отчетности субъекта деятельности в сфере использования ядерной энергии по радиоактивным «материалам», предусмотренной Законом №1370.

Обратим внимание, что статьями 250.3, 250.4 НК Государственной экологической инспекции ставиться в обязанность информировать органы налоговой службы о субъектах хозяйствования, которым выданы разрешения на выбросы, спецводопользование, размещение отходов, а Государственной инспекции ядерного регулирования Украины предоставлять налоговикам перечень субъектов в сфере использования ядерной энергии. Кроме того, НК закреплено право налоговиков привлекать работников Государственной экологической инспекции, СЭС, Государственной инспекции ядерного регулирования Украины для проверки правильности определения плательщиками налога фактических объемов выбросов, сбросов и размещенных отходов, а так же радиоактивных отходов.

Если до 01.01.2011 года за «сверхлимитные» объемы загрязнения приходилось платить в десятикратном размере, то теперь в НК уплата такой «десятикратки» не упоминается. Тем не менее, с вступлением в силу НК, статьей 44 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.1991г.№1264-XII будет предусмотрено установление[5] лимитов сбросов загрязняющих веществ, производства и размещения отходов и прочих видов вредного влияния на окружающую природную среду. Возврат ошибочно или излишне уплаченного «предшественника» экологического налога — сбора за загрязнение окружающей природной среды, осуществляется в порядке и на условиях, действовавших до 1 января 2011г.

А.В. Друшляк, сайт «Учет и налоги»

Об авторе: Друшляк Александр Викторович – известный независимый консультант в области украинского налогового, трудового и хозяйственного права. Публиковался во многих именитых профессиональных изданиях, таких как — «Бухгалтерия», «Юридическая практика», «Все о бухгалтерском учете», «Баланс», «Частный предприниматель», «Собственное дело», «Налоги и бухгалтерский учет», «Бухгалтерская неделя».

обсудить эту статью на форуме сайта «Учет и налоги»


[1] Кроме тех, кто приобрел топливо у оптовиков, уплачивающих экологический налог. Т.е. экологическим налогом облагается «перепродаваемое первый раз» топливо, приобретенное у производителей.

[2] С учетом ограничений подраздела 5 раздела ХХ «Переходные положения» НК

[3] Поскольку, приведенный перечень видов топлива является исчерпывающим, автор считает, что при продаже топлива, не упомянутого в ст. 244.1 НК, начислять экологический налог не нужно.

[4] В соответствии со ст.1 Водного Кодекса Украины прудом считается искусственно созданный водоем вместительностью не более 1 млн. кубических метров, а озером — естественная впадина суши, заполненная пресными или солеными водами.

[5] В случае загрязнения ресурсов общегосударственного значения, территорий прочих областей — Государственной экологической инспекцией; в остальных случаях – местными советами по представлению Государственной экологической инспекции.

Экологический налог

Комментарии:

Оставить комментарий.