Лампа Алладина по 7,50 грн.* или экологический налог при утилизации люминесцентных ламп

Использованные в хозяйственной деятельности отработанные люминесцентные** (ртутьсодержащие) лампы передаются субъектом предпринимательской деятельности на утилизацию сторонней организации, имеющей соответствующую лицензию. Налоговики утверждают, что независимо от того, утилизируются лампы или нет, хозяйствующий субъект должен зарегистрироваться по месту размещения отходов плательщиком экологического налога и уплачивать его. Правы ли сотрудники налоговой службы?

(вопрос поступил на сайт «Учет и налоги»)

Пп.57 п.1 ст.14 Налогового кодекса Украины (Далее – НКУ) устанавливает, что экологический налог — это общегосударственный обязательный платеж, взимаемый, в том числе, при размещении отходов. Объектом и базой налогообложения экологическим налогом являются объемы и виды (классы) отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах. Обратим внимание, что в соответствии с подразделом 8 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ с 2011 года, до внесения изменений в раздел XIV НКУ в части налогообложения субъектов малого предпринимательства, единщики так же должны начислять и уплачивать экологический налог. По требованию пп. 1 п.2 ст.250 НКУ по месту размещения упомянутых отходов плательщиком ежеквартально подается соответствующая декларация и уплачивается экологический налог.

Пп.223 п.1ст.14 НКУ трактует размещение отходов как хранение (временное размещение до утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и тому подобное), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами. Поскольку НКУ является специальным актом законодательства по вопросам отношений, возникающих в сфере взимания налогов, то именно его положениями должны руководствоваться налогоплательщики при исчислении и уплате экологического налога. Вместе с тем, правовые, организационные и экономические основы деятельности, связанной с предотвращением или уменьшением объемов образования отходов, их сбором, перевозкой, хранением, обработкой, утилизацией и уничтожением, обезвреживанием и захоронением, а также с избеганием негативного воздействия отходов на окружающую природную среду и здоровье человека на территории Украины регулирует Закон Украины «Об отходах» от 05.03.1998г. №187/98-ВР (Далее – Закон № 187/98). Ст. 1 Закона №187/98 различает утилизацию и удаление отходов. Утилизация отходов трактуется Законом №187/98 как использование отходов как вторичных материальных или энергетических ресурсов. А удалением отходов является осуществление операций с отходами, которые не приводят к их утилизации.

В соответствии со ст.1 Закона № 187/98 размещением отходов считается хранение и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах. Наличие союза «и» в определении термина «размещение отходов» данной статьи Закона № 187/98 подразумевает одновременное наличие двух действий по обращению с отходами, а именно — их «хранения» и «захоронения». Хранение отходов трактуется Законом №187\98 как их временное размещение в специально отведенных местах или объектах до утилизации или удаления. А захоронением отходов является окончательное размещение отходов при их удалении в специально отведенных местах или на объектах таким образом, чтобы долгосрочный вредное воздействие отходов на окружающую природную среду и здоровье человека не превышал установленных нормативов. Обязательной составляющей такой операции по обращению с отходами, как захоронение, является процесс их удаления. Поскольку, утилизация и удаление отходов являются совершенно разными, взаимоисключающими операциями по их обращению, то при утилизации отходов их захоронение – невозможно. Следовательно, в интерпретации Закона №187\98, при отсутствии захоронения отходов (при их утилизации), отсутствует такая операция по обращению с отходами, как размещение отходов.

П.2 ст.5 и п.1 ст.14 НКУ указывает на преимущество толкования терминов в НКУ перед другими законодательными актами. Вместе с этим, толкование термина «захоронение отходов» в НКУ не упоминается. Поэтому, в соответствии с п.3 ст.5 НКУ целесообразно воспользоваться трактовкой этого понятия, упомянутой в ст.1 Закона № 187/98. Кроме того, в пп.223 п.1ст.14 НКУ при перечислении операций по хранению и захоронению отходов так же присутствует союз «и» (логическая операция — конъюнкция), что указывает на необходимость одновременного наличия указанных признаков действий при размещении отходов. Поэтому, по мнению автора, размещением отходов, на основании пп.223 п.1ст.14 НКУ, в целях взимания налогов будет являться их хранение с последующим захоронением (удалением).

Поскольку, по договору отработанные люминесцентные (ртутьсодержащие) лампы передаются на утилизацию стороннему лицу, то в таком случае у хозяйствующего субъекта отсутствуют операции по размещению отходов (т.к. при утилизации захоронение невозможно), являющиеся объектом и базой для начисления экологического налога, предусмотренными с пп. 3 п.1 ст.240 и пп. 3 п.1 ст.242 НКУ. В связи с указанными фактами и в соответствии с пп. 1 п.2 ст.250 НКУ, необходимость в регистрации субъекта предпринимательской деятельности в качестве плательщика экологического налога в налоговой инспекции по месту образования («размещения») упомянутых отходов и уплате экологического налога так же отсутствует***. Обратим внимание, что  пп.4 п.1 ст.4 НКУ предусмотрена презумпция правомерности решения налогоплательщика в случае, если акты законодательства допускают неоднозначную трактовку прав и обязанностей налогоплательщика  или контролирующего органа, в результате чего возможно принятие решения как в пользу налогоплательщика, так и контролирующего органа.

Друшляк Александр Викторович, специально для сайта «Учет и налоги»

Об авторе: Друшляк Александр Викторович – известный независимый консультант в области украинского налогового, трудового и хозяйственного права. Публиковался во многих именитых профессиональных изданиях, таких как — «Бухгалтерия», «Юридическая практика», «Все о бухгалтерском учете», «Баланс», «Частный предприниматель», «Собственное дело», «Налоги и бухгалтерский учет», «Бухгалтерская неделя».

*Ставка за размещение отходов в виде люминесцентных ламп (пп.2 п.1 ст.246 НКУ).

** Люминесцентная лампа  является экономным и сравнительно мощным, с большой светоотдачей газоразрядным источником света, имеющим продолжительный срок службы. Наиболее распространённой разновидностью подобных источников света в Украине является ртутная люминесцентная лампа.

***В некоторых консультациях в области налогообложения авторы придерживаются обратного мнения.

Прочие налоги

Комментарии:

Оставить комментарий.