РД 31.16.02-87
Правила перевозки пассажиров, ручной клади, багажа и предоставления услуг на судах и в портах министерства морского флота СССР
Дата введения 1987-06-01
РАЗРАБОТАНЫ:
Зам. председателя В/О «Морпасфлот» В.Ф.Ощерин
Начальник отдела обслуживания М.И.Шиф
Начальник отдела эксплуатации и коммерческой работы транспортного флота Г.Г.Еременко
Начальник отдела эксплуатации и коммерческой работы местного флота А.А.Делицын
Начальник валютно-финансового отдела Л.В.Елисеева
УПФ ЧМП
Зам. начальника отдела обслуживания пассажиров Г.А.Шило
Начальник сектора пассажирских перевозок О.Г.Шандыгаев
СОГЛАСОВАНЫ:
Планово-валютным и финансовым управлением
Зам. начальника М.Н.Щукин
Главфлотом
Зам. начальника С.И.Сергеев
В/О «Мореплавание»
Зам. председателя А.О.Сухов
УТВЕРЖДЕНЫ:
Заместителем министра морского флота СССР В.С.Збаращенко 28 февраля 1987 г.
ВЗАМЕН Правил, изданных в 1983 г.
Настоящие Правила применяются при перевозках пассажиров, ручной клади и багажа, выполняемых судами Министерства морского флота СССР, а также определяют порядок предоставления льгот и услуг на судах и в морских торговых портах Министерства морского флота СССР.
Правила устанавливают и регулируют права, обязанности и ответственность перевозчика и пассажира, возникающие при морских перевозках.
Правила разработаны на основе законов Союза ССР, постановлений Совета Министров СССР, приказов и инструкций Министерства морского флота СССР и других государственных органов СССР, а также с учетом требований международных конвенций, касающихся безопасной перевозки пассажиров.
1. Общие положения
1.1. Применение Правил
1.1.1. При применении настоящих Правил следует понимать:
а) под «перевозчиком»: любое морское пароходство или порт Министерства морского флота СССР, которым или от имени которого заключен договор перевозки;
б) под «договором перевозки»: заключенный перевозчиком или от его имени договор о морской перевозке пассажира и багажа;
в) под «пассажиром»: любое лицо, кроме детей в возрасте до 1 года (согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море), которое во исполнение договора перевозки, заключенного им или от его имени, перевозится за плату или бесплатно в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
г) под «судном»: любое морское судно, имеющее соответствующее разрешение Регистра СССР на перевозку пассажиров;
д) под «линией»: морское сообщение, поддерживаемое перевозчиком между определенными портами по объявленному расписанию;
е) под «багажом»: любой предмет, перевозимый в соответствии с договором перевозки, включая транспортные средства, кроме автобусов и грузовых автомобилей, используемых для коммерческих перевозок;
ж) под «ручной кладью»: легко переносимые предметы и вещи независимо от их рода и упаковки, которые, не стесняя других пассажиров, могут во время перевозки находиться при пассажире.
1.1.2. При перевозке пассажиров, ручной клади и багажа применяются правила, тарифы и сборы, которые действуют в день приобретения билета и выдачи багажной квитанции.
1.1.3. Выданный пассажиру билет или багажная квитанция служит доказательством заключения договора перевозки и внесения пассажиром платы за проезд и провоз багажа.
1.1.4. Все вопросы, касающиеся применения настоящих Правил, разрешаются на судах капитаном судна или помощником капитана по пассажирской части, в морских торговых портах Министерства морского флота СССР — начальником порта, начальником морского вокзала или лицами, уполномоченными ими в соответствии с правилами и положениями, действующими на морском транспорте.
1.2. Исключительные права перевозчика
1.2.1. Перевозчик имеет право без предварительного предупреждения заменить или отменить, задержать или перенести отправление судна на другое время, изменить предусмотренный маршрут перевозки, а также изменить пункт посадки и высадки пассажиров, если такие действия будут необходимы:
а) вследствие стихийного бедствия, неблагоприятных метеорологических и санитарно-эпидемиологических условий в порту отправления, назначения или по маршруту перевозки, а также других явлений, угрожающих безопасности мореплавания, жизни и здоровью пассажиров и экипажа судна;
б) для охраны территории СССР от заноса и распространения карантинных и других инфекционных болезней;
в) для выполнения требований органов власти.
1.2.2. Перевозчик может временно прекратить или ограничить предварительную продажу билетов, продажу билетов в кассах других видов транспорта и своими уполномоченными и агентами, а также билетов в направлении «обратно».
О таких ограничениях перевозчик обязан объявить для всеобщего сведения в морских портах и агентствах.
1.2.3. Перевозчик имеет право высадить пассажира (туриста) в ближайшем порту захода судна, если его поведение на судне угрожает безопасности других пассажиров (туристов), экипажу, судовому имуществу и судну. В этих случаях разница в стоимости билета от места высадки пассажиров (туристов) до конечного порта, указанного в билете (путевке), им не выплачивается.
1.3. Обязанности перевозчика по обеспечению безопасности пассажиров
1.3.1. Перевозчик обязан:
а) обеспечить безопасность каждого пассажира во время посадки, нахождения на борту и высадки;
б) после отхода судна из каждого порта организовать ознакомление вновь прибывших пассажиров и туристов с местами нахождения и правилами пользования индивидуальными (жилеты, круги, плотики и др.) и коллективными (спасательные шлюпки, надувные плоты и др.) средствами.
{div float:left}{module гугл 336х280 текст}{/div}
1.4. Линии и расписания
1.4.1. Регулярные пассажирские линии по видам сообщения подразделяются на:
а) внутренние (каботажные), связывающие между собой советские порты;
б) заграничные (международные), связывающие советские и иностранные порты;
в) местные, поддерживаемые судами портового пассажирского флота между пунктами, выходящими за пределы территории, административно подчиненной городу (району);
г) пригородные, связывающие между собой портовые пункты, расположенные на территории, административно подчиненной городу (району).
Перечень портов и пунктов, между которыми поддерживается пассажирское сообщение, устанавливается расписаниями, объявляемыми пароходствами и портами Министерства морского флота СССР.
Каботажные линии в зависимости от характера поездки и условий обслуживания могут быть:
а) транспортными, обслуживаемыми водоизмещающими судами;
б) транспортными скоростными, обслуживаемыми судами на подводных крыльях или на воздушной подушке;
в) паромными переправами;
г) с комплексным обслуживанием пассажиров.
1.4.2. Открытие и закрытие каботажных пассажирских линий осуществляется пароходствами по согласованию с Министерством морского флота СССР, местных и пригородных — портами по согласованию с пароходствами, международных — Министерством морского флота СССР.
1.4.3. Регулярные перевозки пассажиров морем осуществляются в соответствии с установленным расписанием.
В расписании указываются:
а) наименование портов и портовых пунктов, между которыми осуществляются перевозки пассажиров;
б) наименование судов, обслуживающих линию;
в) время отхода из начального пункта и прихода в конечный пункт маршрута, а также время посещения судами портов и портовых пунктов (приход, отход), в которые предусмотрен заход;
г) срок действия расписания;
д) различные особые условия.
1.4.4. Расписания движения судов утверждаются:
а) местных и пригородных линий — портами по согласованию с пароходствами;
б) каботажных линий — пароходствами;
в) международных линий — Минморфлотом СССР.
1.4.5. Расписания движения судов объявляются в плакатах, проспектах, сборниках и других информационных изданиях:
а) по каботажным линиям — не позднее, чем за 3 месяца до начала их действия,
б) по международным линиям — ежегодно не позднее 1 апреля предшествующего года.
1.4.6. В случае нарушения указанных в расписании сроков капитан обязан принять меры к восстановлению работы судна по расписанию. При этом заходы в последующие порты, указанные в расписании, отменяться не могут, хотя может быть изменено время прихода и отхода, о чем необходимо известить пассажиров.
1.4.7. Перевозка пассажиров в нерегулярном плавании совершается по направлениям, установленным на каждый рейс. В зависимости от характера и назначения могут выполняться:
а) рейсовые перевозки пассажиров,
б) круизные перевозки пассажиров,
в) экскурсионно-прогулочные рейсы.
Перевозка организованных групп пассажиров осуществляется на условиях и по расписаниям, установленным специальными договорами или соглашениями.
Условия и маршруты экскурсионно-прогулочных рейсов объявляются перевозчиком в каждом отдельном случае в афишах, плакатах, печати, по радио и другими способами.
{rdaddphp file=myphpfiles/Yan1.php}
2. Перевозка пассажиров
2.1. Порядок продажи билетов
2.1.1. Билеты для проезда на судах морских пассажирских линий продаются:
а) в кассах морских вокзалов, портов и портовых пунктов,
б) в городских кассах предварительной продажи билетов,
в) на борту судна, если в пункте посадки пассажира нет касс, указанных в подпунктах «а» и «б»,
г) на железнодорожных, речных, авиационных и автомобильных вокзалах — на основании соглашений, заключаемых Минморфлотом СССР или перевозчиком с соответствующими транспортными организациями.
Билетные кассы портов и портовых пунктов открываются для операций в часы, устанавливаемые в зависимости от местных условий пассажирского движения. Предварительная продажа билетов начинается:
— на линии с комплексным обслуживанием пассажиров — за 3 месяца до начала рейса, объявленного в расписании, и заканчивается за сутки до отхода судна,
— на остальные линии (каботажные и местные) — за 15 суток до начала рейса и заканчивается за сутки до отхода судна,
— на местные линии Северного и Дальневосточного бассейнов, где движение флота находится в большой зависимости от погодных условий — за 5 суток до начала рейса, объявленного в расписании, и заканчивается за сутки до отхода судна.
Продажа билетов на суда международных линий начинается с момента объявления расписания и заканчивается за сутки до отхода судна.
Текущая продажа билетов на суда внутренних линий прекращается за 30 минут до начала рейса пассажирского судна.
Текущая продажа билетов на суда международных линий заканчивается за 2 часа до начала посадки на судно.
Филиалы и представительства перевозчика организуют бронирование мест на суда с комплексным обслуживанием пассажиров. Порядок бронирования устанавливается перевозчиком.
2.1.2. Для проезда на судах линий с комплексным обслуживанием установлен порядок, в соответствии с которым каждый желающий может приобрести билет на круговой рейс независимо от порта посадки.
2.1.3. На морских вокзалах при необходимости организуются специализированные кассы или обеспечивается внеочередная продажа билетов для депутатов Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик, героев Советского Союза и героев Социалистического Труда, лиц, награжденных орденами Славы трех степеней, орденами Трудовой Славы трех степеней, орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней, инвалидов и ветеранов войны, военнослужащих, пассажиров с детьми, а также для лиц, имеющих путевки в санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха.
2.1.4. В кассовых залах должны быть вывешены:
а) основные сведения о правилах продажи билетов,
б) расписания движения пассажирских судов,
в) информация о наличии мест на каждое судно,
г) распорядок работы билетных касс,
д) план-карты судов (общий вид, расположение пассажирских кают и т.д.),
е) карты-схемы пассажирских линий,
ж) выписки основных положений из «Правил перевозки пассажиров, ручной клади, багажа и предоставления услуг на судах и в портах Министерства морского флота СССР».
2.1.5. Капитан судна обязан своевременно информировать порт следующего захода о наличии свободных мест на судне.
Продажа билетов в кассе на свободные места должна начинаться после получения информации капитана судна об их наличии.
2.2. Выдача проездных документов и ограничения
2.2.1. Документом на право проезда на судах является билет, форма которого утверждается Министерством морского флота СССР.
Проездной билет выдается за наличный расчет или по предъявлении документов, дающих право на получение билетов по безналичному расчету или бесплатно.
2.2.2. В билетах для проезда на судах каботажных линий должны быть указаны: фамилия и инициалы пассажира, номер и серия паспорта или документа, его заменяющего, порты отправления и назначения, дата и время отхода, наименование судна, номер каюты и места, категория места, стоимость проезда, дата выдачи билета, подпись кассира.
2.2.3. Плата за проезд пассажиров и перевозку багажа взимается по действующим на морском транспорте тарифам.
2.2.4. Преимущественное право приобретения билетов имеют:
а) депутаты Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик,
б) герои Советского Союза, Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы трех степеней, орденами Трудовой Славы трех степеней, орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах CСCP» трех степеней, участники и инвалиды Великой Отечественной войны,
в) пассажиры с детьми в возрасте до 5 лет,
г) лица, следующие по заверенному телеграфному вызову, связанному с несчастным случаем,
д) лица, которым такое право предоставлено специальными правилами.
Лица, указанные в подпунктах «а» и «б» пользуются правом внеочередного получения билетов также в кассах предварительной продажи билетов.
2.2.5. Утерянный билет кассой не возобновляется, и уплаченные за него деньги не возвращаются.
2.3. Проезд детей
2.3.1. На судах каботажных линий дети в возрасте до одного года перевозятся бесплатно. При этом делается отметка в билете взрослого пассажира с указанием возраста ребенка. В билеты детей, имеющих отдельные места, вписываются фамилия, имя, отчество пассажира, в сопровождении которого они следуют на судне.
За проезд детей в возрасте:
— от 1 года до 12 лет оформляется билет с обязательным предоставлением места,
— от 1 года до 5 лет взимается 50% полной стоимости проезда в зависимости от категории места,
— от 5 до 12 лет взимается 75% стоимости проезда взрослого пассажира в соответствии с категорией места.
— старше 12 лет взимается плата как за проезд взрослого пассажира.
2.3.2. Возраст ребенка определяется на день начала перевозки от начального порта отправления, указанного в билете.
Документом для установления возраста ребенка является свидетельство о рождении ребенка или отметка в паспорте родителей.
2.3.3. Условия перевозки детей на судах местных и пригородных линий устанавливаются портами по согласованию с пароходством.
2.4. Регистрация, посадка и высадка пассажиров
2.4.1. В начальном порту линии регистрация и посадка пассажиров на суда пассажировместимостью свыше 350 человек начинаются за 3 часа, а на все остальные суда — за 2 часа до отхода судна и заканчиваются за 30 минут до отхода судна в рейс.
Посадка пассажиров на суда каботажных линий начинается:
— в промежуточных портах, где судно стоит более 3-х часов, — не позже чем за 2 часа до отхода судна и заканчивается за 30 мин до отхода,
— в промежуточных портах, где судно стоит менее 3 часов, — не позже чем за 30 минут до отхода судна.
Время для посадки на суда на подводных крыльях или на воздушной подушке, а также на суда местных и пригородных линий устанавливается перевозчиком в зависимости от продолжительности стоянки этих судов.
2.4.2. При остановках в промежуточных пунктах на судах и в портах вывешиваются объявления о продолжительности стоянки, времени отхода судна из данного порта и следующем порте захода.
2.4.3. Администрация морвокзала/порта обязана своевременно объявлять о начале, месте регистрации и посадки пассажиров на судно, названии судна и времени его отправления.
2.4.4. На борт судна допускаются только лица, прошедшие регистрацию, имеющие проездные билеты, посадочные талоны и документы, удостоверяющие их личность.
Провожающие лица на судно не допускаются.
В отдельных случаях (при проезде женщин с малолетними детьми, инвалидов и престарелых, нуждающихся в посторонней помощи) разрешается допуск провожающих на судно при предъявлении и регистрации документов, удостоверяющих их личность.
Во время посадки выход на берег пассажиров, прошедших регистрацию, не допускается.
Запрещается посадка пассажиров, находящихся в нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, на все пассажирские суда, совершающие каботажные и заграничные рейсы с советскими пассажирами и туристами.
2.4.5. Начинать посадку и высадку разрешается только после полной швартовки судна и установки трапа.
2.4.6. Доставка пассажиров на берег, а также с берега на судно в рейдовых морских торговых портах Министерства морского флота СССР производится бесплатно.
В рейдовых пунктах, не находящихся в ведении Министерства морского флота СССР, доставка пассажиров с берега на судно или с судна на берег плавсредствами Министерства морского флота СССР производится за дополнительную плату.*
________________
* В Северном бассейне доставка пассажиров производится плавсредствами местных организаций
Очередность посадки и высадки пассажиров устанавливается с учетом местных условий.
2.4.7. В конечном порту линии все пассажиры обязаны покинуть судно в сроки, установленные правилами внутреннего распорядка работы судна, но не позже, чем через 2 часа после прихода судна в порт.
На судне имеют право оставаться лишь пассажиры, перечисленные в п.4.1.3.
2.5. Условия проезда на судах
2.5.1. Пассажирские билеты действительны на тот рейс, то судно и ту категорию мест, на которые они выданы. Выписанный пассажиру билет не подлежит передаче другим лицам, не указанным в билете.
2.5.2. Билеты на суда местных и пригородных линий действительны на день и рейс, которые указаны в билете. Обратный билет по купону «обратно» действителен в течение 3 суток, не считая дня выдачи.
2.5.3. Если из-за неблагоприятных погодных условий или по иной причине судно не зайдет в порт, объявленный в расписании, то пассажиры, следующие в этот порт, высаживаются в ближайшем порту, где высадка оказывается возможной. Эти пассажиры должны быть отправлены администрацией порта (морского вокзала), где произошла вынужденная высадка, в порт назначения любым подходящим для этого видом транспорта за счет перевозчика в наиболее короткий срок.
2.5.4. Администрация судна обязана заблаговременно объявлять о подходе к каждому пункту захода. Каждый пассажир, следующий в данный порт, должен быть предупрежден особо. В случае опоздания прихода судна в порт и сокращения продолжительности стоянки администрация судна обязана заблаговременно оповестить об этом пассажиров.
2.5.5. В случае неправильного оформления кассой проездных документов, выдачи пассажиру билета без наличия свободных мест или продажу двух билетов на одно место администрация судна (кроме судов на воздушной подушке или подводных крыльях) обязана допустить пассажира на судно и принять меры к размещению его на судне в соответствии с п.2.7.5.
2.6. Остановка в пути следования
2.6.1. Пассажиру при поездке на судах каботажных линий предоставляется право по его желанию прерывать свою поездку в пути следования один раз на срок не более 10 суток.
Если остановка в пути вызвана болезнью, подтвержденной справкой лечебного учреждения, пассажир вправе сделать остановку на все время болезни.
Пассажир, совершивший остановку в промежуточном порту на линиях с комплексным обслуживанием, а также на местных и пригородных линиях, обязан для продолжения поездки купить новый билет.
2.6.2. Пассажир, желающий прервать свою поездку, должен заявить об этом не позднее чем за 1 час до отхода судна, на котором он прибыл. Администрация морского вокзала или порта должна сделать на билете отметку об остановке.
2.6.3. Возобновление поездки производится из порта, где сделана остановка. Поездка может быть возобновлена также из другого порта, расположенного ближе к конечному порту, без перерасчета за расстояние.
При возобновлении поездки билет должен быть вновь закомпостирован в кассе того порта, в котором возобновляется поездка. В противном случае билет теряет силу и пассажир должен покинуть судно в ближайшем порту для оформления билета на дальнейшее следование.
Если при возобновлении поездки на судне не окажется свободного места соответствующей категории, пассажиру должно быть предоставлено место более низкой категории без возврата ему разницы в стоимости проезда. Если в пути следования освобождается место соответствующей билету категории, оно должно быть предоставлено такому пассажиру в первую очередь. При предоставлении пассажиру места, оплачиваемого по более высокому тарифу, чем то место, на которое имеется билет, взимается доплата.
2.6.4. Отказ пассажира возобновить в срок поездку на месте более низкой категории не дает права на продление срока остановки в пути и является основанием для возврата стоимости невыполненной перевозки в соответствии с правилами подраздела 2.10.
2.6.5. Пассажир, опоздавший на судно или отставший от него в пути следования, может продолжить поездку на этом судне до порта своего назначения из любого попутного порта, где ему представится возможность возвратиться на это судно.
2.7. Изменение условий проезда
2.7.1. По желанию пассажира судовая администрация может предоставить ему для проезда имеющееся на судне свободное место другой категории. Перевод пассажира осуществляется по его заявлению, сделанному через бортпроводника.
2.7.2. При желании пассажира поменять свое место на другое, более комфортабельное, с пассажира взимается разница в оплате мест за проезд от последнего порта, который посетило судно перед переходом пассажира на новое место, до порта назначения.
2.7.3. Переход пассажира по его желанию на место более низкой категории допускается без производства каких-либо перерасчетов и без возврата ранее сделанных платежей.
2.7.4. По желанию пассажира при наличии свободных мест ему может быть предоставлена отдельная каюта с большим количеством мест, чем количество пассажиров, с оплатой 50% тарифа свободных мест, но не менее 75% общей стоимости всех мест в каюте.
При желании пассажиров использовать большее количество мест в каюте (диван, верхнюю полку) каждому пассажиру предоставляется 10%-я скидка с провозной платы, рассчитанной на стандартное количество мест в данной каюте.
2.7.5. Если по вине перевозчика пассажир не использует свое место согласно билету (при продаже двух билетов на одно место, при неисправности места, при замене судна и т.п.), пассажиру должно быть предоставлено, при его согласии, равноценное место или место более высокой категории без взимания разницы в стоимости проезда.
При согласии пассажира перейти на место, стоимость проезда на котором ниже стоимости оплаченного им места, составляется акт, заверенный судовой печатью, по которому пассажиру возвращается разница в стоимости проезда за оставшуюся часть маршрута.
При освобождении на судне места, соответствующего билету пассажира или более высокой категории, оно должно быть предоставлено этому пассажиру, но, если ему возвращена разница в стоимости проезда, он обязан сделать доплату от порта, где ему было предложено занять место согласно билету.
При невозможности предоставить место на том судне, на которое куплен билет, перевозчик обязан по требованию пассажира предоставить ему соответствующее место на другом судне с оформлением нового билета.
2.7.6. Преимущественное право перехода на места более высокой категории и в отдельные каюты, кроме пассажиров, указанных в п.2.7.5, предоставляется пассажирам с детьми до 12 лет, инвалидам, больным, престарелым и беременным женщинам.
2.8. Обязанности пассажира
2.8.1. Пассажир обязан соблюдать общественный порядок, ознакомиться с правилами пользования спасательными индивидуальными (жилет, круг, плотик) и коллективными спасательными (шлюпки, надувные плоты и др.) средствами, участвовать в проводимых учебных сборах по правилам поведения во время учебных тревог, относительно действий, которые он должен выполнить в случае аварии, соблюдении правил пожарной безопасности и техники безопасности.
Распитие спиртных напитков в каютах и других помещениях пассажирских судов, работающих в каботаже и заграничном плавании с советскими пассажирами, запрещается.
2.8.2. Пассажир обязан иметь при себе и предъявлять по требованию лиц, осуществляющих контроль перевозок, проездные документы или документы, дающие право на проезд по льготным детским или бесплатным билетам, документы, удостоверяющие личность пассажира, а также разрешения на въезд в пограничные зоны и зоны специального режима, визы, свидетельства о прививках и др.
2.9. Ограничения перевозки пассажира
2.9.1. Администрация судна имеет право отказать пассажиру в перевозке и удалить его с борта судна без возмещения стоимости проезда:
а) если пассажир не прошел регистрации перед посадкой на судно,
б) если пассажир нарушает установленные правила пользования морским транспортом и не подчиняется распоряжениям администрации судна,
в) если требование о высадке пассажира исходит от органов власти.
2.9.2. Снятие больного пассажира с судна может быть произведено только в порту, где имеется соответствующее медицинское учреждение. О снятии больного пассажира с судна составляется акт за подписями врача и представителя администрации судна, а также врача и представителя администрации порта.
После выздоровления пассажир имеет право на продолжение поездки в том же направлении при наличии условия отметки порта об остановке. При нежелании воспользоваться билетом для дальнейшего следования такой пассажир имеет право получить обратно деньги, уплаченные им за проезд, с удержанием платы за проследованное расстояние.
2.9.3. Багаж покинувшего судно больного по его желанию выгружается в том порту, где был снят больной или в порту назначения.
2.9.4. Во всех случаях снятия пассажиров с судна судовой администрацией составляется акт с участием представителей порта или портового пункта, а при необходимости и органов власти.
2.9.5. Пассажир, ошибочно снятый с судна, вправе получить обратно деньги, уплаченные за проезд, с удержанием стоимости проезда за проследованное расстояние или продолжать свой проезд в соответствии с правилами п.п.2.6.3. и 2.6.4.
2.10. Отказ пассажира от поездки, возврат платежей
2.10.1. Пассажир имеет право без указания причины отказаться от проезда из начального или любого промежуточного порта следования судна по расписанию и получить обратно деньги, уплаченные за всю перевозку или ее часть, соответствующую стоимости невыполненной перевозки.
Отказ от проезда заявляется пассажиром либо его доверенным лицом представителю перевозчика (агентство, касса морвокзала). Иногородние пассажиры могут сообщить об отказе от поездки телеграммой. Телеграфный отказ направляется в адрес перевозчика с обязательным указанием следующих данных: фамилии, имени, отчества пассажира, названия и даты отхода судна, порта отправления и назначения, номера каюты и места. Время такого отказа определяется часом отправления телеграммы.
Если отказ от перевозки заявляется за 24 часа до отправления по расписанию судов транспортной, транспортной скоростной и паромной линии или за 72 часа до отхода судна линии с комплексным обслуживанием, пассажиру возвращается полная стоимость поезда. При возврате билета позднее этих сроков, но до отправления судна пассажиру выплачивается 75% стоимости проезда. При возврате билета после отхода судна с пассажира удерживается 30% стоимости билета.
При прекращении перевозки в промежуточном порту пути следования и предъявления билета к возврату до отхода судна выплачивается полная стоимость невыполненной перевозки.
2.10.2. Пассажир может отказаться от перевозки также при наступлении следующих обязательств:
а) отмена рейса, указанного в билете,
б) опоздание отправления судна более чем на 12 час,
в) изменение маршрута движения судна,
г) замена указанного в билете судна другим,
д) перерыв рейса по любым зависящим или независящим от перевозчика причинам,
е) невозможность предоставления пассажиру места категории, соответствующей билету или более высокой,
ж) невозможность отправления из порта остановки пассажира в пути в течение срока, установленного п.2.6.1. настоящих Правил, по причинам, изложенным в подпунктах «а»-«в»,
з) несостоявшаяся отправка пассажира из порта пересадки рейсом, указанным в билете, вследствие опоздания доставившего его в этот порт средства общественного транспорта,
и) болезнь пассажира, удостоверенная справкой лечебного учреждения,
к) прекращение перевозки в связи с отзывом пассажира для исполнения государственных обязанностей либо по требованию органов власти,
л) невозможность отправления на судне вследствие действия непреодолимой силы.
Отказ от перевозки может быть заявлен пассажиром в любое время до отхода судна, если он вызван причинами, изложенными в подпунктах «а»-«д», не позже чем через 1 час после отхода судна, если отказ вызван причиной, изложенной в подпункте «е», до истечения срока остановки в порту, если отказ произошел по причине, предусмотренной подпунктом «ж».
Отказ от перевозки по причинам, изложенным в подпунктах «з»-«к», «л», может быть заявлен в любое удобное для пассажира время.
При этом причины отказа должны быть подтверждены соответствующими документами (справками или отметками о фактическом времени прибытия транспортных средств в порт пересадки или отмене рейсов в этот порт, справками лечебных учреждений, повестками и вызовами органов власти и т.п.).
В случаях отказа по причинам, изложенным в настоящем пункте, и соблюдении соответствующих сроков пассажиру возвращается стоимость билета за несостоявшуюся перевозку.
Документы по отказу от перевозки оформляются в порту, где появились причины отказа.
При этом в случае, когда пассажир, отказавшийся от поездки по причинам, изложенным в пунктах «з»-«л», не может лично прибыть в порт, перевозочный документ и документы, подтверждающие обоснованность отказа, могут быть переданы в порт его доверенным лицом либо отосланы заказной корреспонденцией по почте.
2.10.3. Возврат платежей производится кассами порта или морского вокзала с соблюдением следующих положений:
а) по билету, приобретенному за наличные деньги, выплата производится в том порту, в котором пассажир сдает проездной билет,
б) по билету, приобретенному по безналичному расчету (лимитированными чеками, перечислениями, в кредит и т.п.), расчеты производятся с той организацией, которая оплатила перевозку,
в) по билету, выданному на основании служебного перевозочного документа с доплатой наличными разницы в тарифах, в порту, в котором пассажир сдает билет, выплачивается сумма доплаты, внесенная им при приобретении билета, соответствующая невыполненной перевозке, а на оставшуюся часть платы за невыполненную перевозку выдается справка установленного образца для последующего расчета с организацией, оплатившей перевозку.
2.10.4. Возврат платежей по билету, приобретенному за наличный расчет, и доплат к служебному перевозочному документу производится в 3-дневный срок со дня оформления отказа. По истечении указанного срока билеты в кассу не принимаются, а вопрос возврата платежей разрешается в претензионном порядке.
2.10.5. Возврат платежей за несостоявшуюся перевозку туристов или прогулочный рейс, а также на местных и пригородных линиях производится только в случае, если перевозка не состоялась по вине перевозчика. Расчет при этом производится в соответствии с п.п.2.10.3 и 2.10.4.
2.10.6. В случаях возврата денег за неиспользованный билет (за исключением случаев, перечисленных в подпунктах «а»-«д» п.2.10.2.) с пассажира удерживается полученный комиссионный сбор за предварительную продажу билета.
2.10.7. При переводе администрацией судна пассажира с его согласия на место более низкой категории разница в стоимости проезда выплачивается на судне или по справке капитана в кассе ближайшего порта захода судна.
2.10.8. Порт через билетную кассу возвращает пассажирам деньги за неиспользованное время, на которое выданы платные месячные, сезонные и годовые билеты:
а) в случае призыва в Вооруженные Силы СССР,
б) в случае перемены места работы и увольнения с работы,
в) в случае перемены места жительства (при переезде из одного пункта в другой),
г) в случае длительной командировки по делам службы (свыше месяца),
д) в случае смерти владельца билета (деньги возвращаются члену семьи).
Возврат денег производится на основании документа, подтверждающего указанные обстоятельства.
2.10.9. Возврат денег, уплаченных за неиспользованный билет, в сумме, превышающей 10 руб., производится на основании заявления, в котором указываются паспортные данные, адрес пассажира, а также номер билета и сумма полученных денег.
2.10.10. Во всех случаях возврата портом денег за билет и несостоявшуюся перевозку багажа билет и багажная квитанция отбираются у пассажиров и служат вместе с распиской оправдательными документами для выплаты денег из кассовой выручки.
2.10.11. В случаях, не предусмотренных настоящими Правилами, возврат платежей производится в претензионном порядке.
{rdaddphp file=myphpfiles/Yan1.php}
3. Особые условия перевозки пассажиров
3.1. Бесплатный и льготный проезд
3.1.1. Правом бесплатного проезда на морских пассажирских и грузопассажирских судах пользуются:
в) депутаты Верховного Совета СССР — в пределах всей территории СССР,
б) депутаты Верховного Совета союзных и автономных республик — в пределах территории соответствующих республик,
в) Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и лица, награжденные орденами Славы трех степеней, орденами Трудовой Славы трех степеней и органами «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» трех степеней — один раз в год (туда и обратно),
г) инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды, приравненные к ним по льготам, — только на судах пригородных линий,
д) лица, имеющие право на бесплатный проезд в соответствии с Правилами выдачи бесплатных проездных билетов на судах Министерства морского флота,
е) персональные пенсионеры — для проезда между пунктами, не имеющими железнодорожного сообщения.
3.1.2. Бесплатный билет является именным и не подлежит передаче другим лицам. Этот билет возврату или замене не подлежит. Утерянный билет не возобновляется.
3.1.3. Участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также приравненным к ним по льготам инвалидам предоставляется 50% скидка со стоимости билета для проезда между пунктами, не имеющими прямого железнодорожного сообщения.
Указанные льготы предоставляются один раз в год (туда и обратно) для проезда в каютах всех категорий на судах каботажных линий при наличии соответствующих документов и купонов «туда» и «обратно».
3.1.4. Несезонные тарифные льготы в размере 50% скидки с провозных плат предоставляются по предъявлении в пассажирскую кассу:
а) удостоверения об инвалидности или пенсионного удостоверения для престарелых, имеющего специальный штамп, дающий право на получение скидки,
б) билетов учащихся, студенческих и льготных билетов для школьников старше 12 лет, студентов и курсантов дневных высших и средних специальных учебных заведений, курсантов и слушателей различных государственных и кооперативных курсов, училищ и школ, занимающихся с отрывом от производства,
в) специальных путевок с отрывными талонами, выданных профсоюзными организациями или органами здравоохранения для работающих подростков до 18 лет, следующих в санатории и обратно к месту постоянного жительства.
3.1.5. В каботажном плавании в несезонный период с целью улучшения использования пассажировместимости перевозчику предоставляется право для групп пассажиров, следующих с общей целью по групповому билету, через туристские или иные организации, устанавливать следующие скидки:
— группам численностью 15-29 человек — 10% с полного тарифа для всех членов группы,
— группам 30-60 человек — 1% полного тарифа на всех членов группы и 50% для руководителя группы,
— группам свыше 60 человек — 15% полного тарифа для всех членов группы и бесплатный билет для руководителя.
3.1.6. Питание, экскурсионное обслуживание, услуги, предусмотренные п.4.1.2., пассажиры, пользующиеся бесплатным и льготным проездом, оплачивают полностью.
3.2. Круизные перевозки
{div float:left}{module гугл 336х280 текст}{/div}
3.2.1. Круизные перевозки производятся на судах, арендованных туристическими организациями на условиях и по расписанию, согласованным между перевозчиком и турорганизацией.
3.2.2. Проезд участников круиза осуществляется по туристским путевкам. По туристской путевке ему предоставляются место на судне, питание, культурно-массовое и экскурсионное обслуживание.
3.2.3. Продажа туристских путевок на туристские рейсы производится специализированными туристскими организациями: советами по туризму и экскурсиям, государственным комитетом по иностранному туризму и др. (в дальнейшем «арендаторы») в соответствии с договорами, заключенными с перевозчиком.
3.2.4. Посадка на судно и размещение участников круиза организуется по путевкам администрацией судна совместно с представителем арендатора.
Регистрация участников круиза производится туристской организацией. За 30 минут до отхода судна 2 экз. списков на зарегистрированных туристов, подписанные дирекцией круиза, передаются пассажирскому помощнику капитана.
Участники круиза, не прошедшие регистрацию, на судно не допускаются.
Всю ответственность за неправильное оформление путевки и организацию регистрации участников круиза несет арендатор.
3.2.5. Организация, заключившая с перевозчиком договор круиза, должна назначить своего представителя, на которого возлагается ответственность за соблюдение правил перевозок и условий договора, обеспечение проведения культурно-массовых мероприятий и экскурсий в пути следования.
Все виды специального туристского обслуживания, в частности проведение культурно-массовых мероприятий на судне и на берегу, прогулки и экскурсии в местах стоянки судна, предусмотренных расписанием, должны обеспечиваться арендатором судна.
План культурно-массовых мероприятий согласовывается с капитаном судна.
3.2.6. На участников круиза во всех случаях, не предусмотренных условиями договора перевозки туристов, распространяются положения настоящих Правил.
3.2.7. Туристские путевки действительны только на тот рейс, на который они приобретены.
3.3. Прогулочные рейсы
3.3.1. К прогулочным рейсам относятся перевозки коллективов или отдельных групп пассажиров, совершаемые непродолжительное время с целью отдыха, осуществляемые, как правило, между двумя портами с заходами и остановками в них или без заходов и остановок.
3.3.2. Продажа билетов на экскурсионно-прогулочные рейсы производится предприятиями перевозчика (портом, морским вокзалом, пассажирским агентством) либо его агентами.
3.3.3. Во время рейсов продолжительностью более 24 часов, совершаемых на водоизмещающих судах, действуют условия обслуживания пассажиров, установленные п.4.1.2. для линий с комплексным обслуживанием пассажиров.
3.3.4. Рейсы продолжительностью менее 24 часов совершаются, как правило, судами портового флота и проводятся в пригородных и внутригородских зонах. Во время таких рейсов пассажиры обеспечиваются экскурсионным обслуживанием и услугами, предусмотренными п. 4.1.14.
3.4. Порядок перевозки организованных групп пассажиров
3.4.1. Для перевозки организованных групп пассажиров (рабочих оргнабора, переселенцев и др.) могут быть предоставлены пассажирские, грузо-пассажирские суда на условиях аренды в соответствии с договорами, заключенными перевозчиком с соответствующими организациями.
Такие перевозки могут быть осуществлены с предоставлением полностью пассажирского, грузо-пассажирского или грузового судна или с предоставлением отдельных помещений (отдельных мест) на пассажирском или грузо-пассажирском судне.
3.4.2. Дополнительное оборудование грузо-пассажирских и грузовых судов, выделенных под перевозки организованных групп пассажиров, временными приспособлениями (нары, настилы, трапы, туалеты, кухни, отопление, спасательные и прочие принадлежности и т.п.), а также снятие этого оборудования производятся перевозчиком за счет арендатора.
3.4.3. В случае, если санитарно-карантинные власти поставят судно, перевозящее организованную группу пассажиров, на карантин или по окончании перевозки потребуют провести санитарную обработку судна, вызванная этим стоянка судна оплачивается арендатором по ставкам арендной платы.
3.4.4. Руководитель организованной группы пассажиров обязан не позднее, чем за 30 минут до отхода судна передать пассажирскому помощнику капитана два экземпляра списков пассажиров, составленных по форме, согласованной с перевозчиком.
3.4.5. При проведении прогулочных рейсов или перевозке организованных групп пассажиров регистрация и посадка пассажиров регламентируются параграфами: 2.1.5., 2.4.1., 2.4.3., 2.10.1.,3.2.4. настоящих Правил.
3.5. Порядок перевозки в смешанном сообщении различными видами транспорта по единому билету
3.5.1. Министерство морского флота СССР совместно с другими транспортными министерствами на основе взаимных соглашений организует перевозку пассажиров и багажа в смешанном сообщении по единому билету.
3.5.2. Перевозка пассажиров и багажа по единому билету может осуществляться в железнодорожно-морском, авиационно-морском, автомобильно-морском или прямом водном сообщениях.
Перечень пунктов, включенных в смешанное сообщение, ежегодно согласовывается между заинтересованными министерствами и объявляется в расписаниях соответствующего вида транспорта.
3.5.3. На каждом участке смешанного сообщения действуют тарифы и правила перевозок пассажиров того вида транспорта, который осуществляет перевозку.
3.5.4. Для обеспечения перевозок пассажиров в смешанном сообщении морские и речные пароходства, железные дороги, аэропорты и автотранспортные предприятия выделяют места на пассажирские суда, самолеты, поезда и автобусы с указанием номеров мест, кают, рейсов, названий судов и т.п.
3.5.5. Стоимость единого билета для проезда в смешанном сообщении взимается полностью за весь путь следования в пункте продажи билета. В его стоимость входят плата за проезд от пункта отправления до пункта назначения на всех видах транспорта и страховой сбор.
3.5.6. Комиссионный сбор за предварительную продажу единого билета взимается в пункте продажи билета и поступает в доход того вида транспорта, который оформляет билет.
3.5.7. Форма единых билетов устанавливается министерствами, участвующими в организации перевозок пассажиров в смешанных сообщениях.
3.5.8. Продажа единых билетов производится в кассах предварительной продажи билетов пунктов отправления и прекращается за 48 часов до отхода поезда, теплохода, автобуса или вылета самолета.
3.5.9. При выдаче единого билета в нем предоставляется два компостера: один — с указанием дня отправления из начального пункта, другой — из пункта пересадки. Кроме того, в билете указываются номера мест для следования на обоих видах транспорта, название судна, номер поезда, самолета или автобуса.
Единый билет действителен только на те рейсы, которые в нем указаны.
3.6. Порядок перевозки пассажиров, ручной клади и багажа на судах международных линий и в заграничных круизных рейсах.
3.6.1. Организация продажи билетов и оформление проездных документов производятся с соблюдением следующих правил:
а) продажа билетов и оформление проездных документов на суда международных линий начинается с момента объявления расписания и осуществляется на территории СССР пароходствами через пассажирские агентства и кассы морских вокзалов, Центральные морские кассы в Москве и кассы Госкоминтуриста, а за границей — иностранными агентскими фирмами, наделенными такими полномочиями соответствующим соглашением с пароходствами.
Билеты оформляются только при предъявлении документа, удостоверяющего личность пассажира.
Прямой билет оформляется на русском или английском языках, обратный билет — на английском языке, помарки и исправления не допускаются.
В билете должны быть указаны следующие основные данные: название судна, категория каюты, номера каюты и места, фамилия и имя пассажира, возраст ребенка, следующего с пассажиром, порты отправления и назначения, дата и время отправления судна, стоимость проезда, включая портовые сборы, и дата оформления билета, если билет оплачивается в валюте — указывается общая стоимость в валюте платежа.
б) билеты на суда международных линий продаются как в направлении «туда», так и в направлении «обратно».
Билеты в направлении «туда» продаются только на определенные рейс, судно, каюту и место. Обратные билеты могут продаваться как с фиксированной, так и с открытой датой.
Срок годности обратного билета с открытой датой — один год с даты его выдачи.
Для использования обратного билета с открытой датой пассажир должен заблаговременно забронировать себе место на обратный рейс у представителя перевозчика в порту отправления.
в) выписанный пассажиру билет не подлежит передаче другим лицам, не указанным в билете,
г) для организованных групп, следующих в одном направлении, разрешается выписывать один билет с указанием в нем или прилагаемом к билету списке фамилий и имен членов группы,
В случае проезда группы в каютах разных категорий на членов группы, следующих в каютах одной категории, выписывается один отдельный билет. На каждом билете указываются фамилии и имена членов группы, следующих по этому билету, а также перечисляются номера билетов на проезд в каютах других категорий, выданных для остальных членов группы: «Групповой к билетам N … и N…»,
д) продажа билетов может производиться по предварительным заказам. При этом пассажир вносит задаток в размере 10% стоимости платы за проезд. Остаток платы за проезд пассажир вносит не позднее, чем за 30 суток до начала рейса. При отсутствии оплаты билета в этот срок бронь аннулируется и задаток не возвращается.
Если пассажир отказывается от поездки более чем за 30 суток до начала рейса, задаток возвращается ему полностью. Если пассажир отказывается от поездки менее чем за 30 суток до начала рейса, то задаток ему не возвращается.
Если отказ от забронированного места вызван болезнью, смертью, привлечением пассажира к исполнению государственных обязанностей или по требованию органов власти, внесенный задаток при предъявлении документов, подтверждающих причину отказа, возвращается полностью независимо от срока отказа. Задаток в полном размере возвращается также в случае, если по изложенным причинам не может совершить поездку один из членов семьи.
3.6.2. Дети в возрасте до 1 года перевозятся бесплатно без предоставления отдельного места.
За проезд детей в возрасте от 1 года до 5 лет взимается 50% полного тарифа. За проезд детей в возрасте от 5 до 12 лет взимается 75% полного тарифа. Проезд детей 12 лет и старше оплачивается по полному тарифу. Возраст детей, достаточный для проезда без сопровождающих лиц, устанавливается в соответствии с правилами и обычаями государств, между портами которых производится перевозка.
3.6.3. Оплата проезда пассажира и перевозки багажа из советских в иностранные порты, а также сборы за посадку и высадку производятся в рублях или иностранной валюте.
Пассажиры, приобретающие одновременно прямые и обратные билеты при выезде из советского порта, оплачивают проезд в оба конца в рублях или в иностранной валюте. Перевозчик имеет право ограничения продажи обратных билетов с открытой датой.
При возврате пассажиром прямого билета, если он приобретен вместе с обратным билетом, стоимость его возвращается только при сдаче обратного билета.
Стоимость проезда, перевозки багажа и сборы за посадку и высадку пассажиров при проезде из иностранных в советские порты, а также между иностранными портами оплачиваются только в иностранной валюте.
Стоимость питания на судне (кроме судов, на которых питание осуществляется за отдельную плату) включается в стоимость билета.
3.6.4. Размеры сбора за посадку и высадку в советских портах устанавливаются начальниками пароходств.
Дети до одного года от уплаты сбора за посадку и высадку освобождаются.
С детей от 1 года до 12 лет сбор взимается в половинном размере.
Сбор за посадку и высадку в иностранных портах взимается дополнительно к стоимости билета с каждого пассажира в размере, установленном для этих портов и объявленном судовладельцем.
Сбор не взимается с туристов, если они отправляются обратным рейсом на этом же судне после окончания стоянки судна в порту.
3.6.5. Посадка и высадка пассажиров производятся в соответствии с обычаями порта захода и действующими в этих портах правилами.
3.6.6. Для своевременного оформления паспортных и таможенных формальностей продажа билетов в кассах прекращается за 2 часа, а регистрация и вход в таможенный зал — за 1 час 30 минут до отхода судна по расписанию.
3.6.7. Перевозка следующих с пассажиром в качестве багажа автобусов, машин, мотоциклов, велосипедов и других транспортных средств, а также различных прицепов к ним оплачивается по специальному тарифу. С пассажира также взимается плата за погрузку и выгрузку транспортных средств и прицепов.
3.6.8. Оформление багажа к перевозке производится только в порту отправления по предъявлении пассажиром билета.
В подтверждение приема багажа к перевозке на судах международных линий пассажиру выдается багажная квитанция специальной формы, заполненная на русском и на английском языках.
3.6.9. Оплата перевозки животных производится в соответствии с действующими тарифами.
3.6.10. Пассажир имеет право прервать один раз свою поездку. Для этого он должен предупредить об этом администрацию судна, которая выдает пассажиру справку, подтверждающую факт проезда по билету и остановки в данном порту. Продолжение поездки по билету возможно только при наличии свободного места от данного порта до пункта назначения. Срок остановки пассажира в пути следования не может превышать периода действия объявленного расписания в течение календарного года выдачи билета.
3.6.11. При отказе пассажира от перевозки по причинам, изложенным в подпунктах «а»-«е» и «и»-«л» п.2.10.2., ему возвращается полная плата за проезд.
В остальных случаях при возврате купленного билета менее чем за 30 суток, но не позже 3 суток до отхода судна пассажиру возвращается 90% платы за проезд. В случае отказа от поездки менее чем за 3 суток до отхода пассажиру возвращается 75% стоимости билета.
При возврате билета после отхода судна с пассажира удерживается 30% стоимости билета.
Отказ должен быть заявлен начальнику любой кассы, осуществляющей в соответствии с подпунктом «а» п.3.6.1. продажу билетов на суда международных линий.
3.6.12. Если пассажир не смог использовать билет по причине неправильного оформления документов на выезд за границу, билет возвращается в кассу не позже чем через сутки после отхода судна с удержанием 10% его стоимости.
3.6.13. В случае изменения тарифов на перевозку пассажиру возвращается взысканная с него тарифная разница по приобретенным ранее билетам.
3.6.14. На международных пассажирских линиях Министерства морского флота СССР действуют следующие тарифные скидки и льготы, предоставляемые только на полный билет:
а) при наличии свободных мест на судне пассажиры имеют право использовать двухместную каюту для проезда одного человека или четырехместную каюту для проезда двух человек с оплатой 50% стоимости ими каждого незанятого места, четырехместную каюту для проезда трех человек или шестиместную каюту для проезда двух или трех человек с оплатой 30% стоимости ими каждого незанятого места, шестиместную каюту для проезда четырех или пяти человек с оплатой 25% стоимости ими каждого незанятого места.
б) при приобретении билетов в одно- или двухместную каюты с использованием дополнительных откидных верхних коек на каждое место (основное и дополнительное) предоставляется скидка в размере 10% стоимости билета на основное место.
3.6.15. Вопросы, связанные с перевозкой пассажиров, ручной клади и багажа на судах международных линий и неоговоренные в подразделе 3.5., регламентируются соответствующими разделами настоящих Правил.
3.6.16. Порядок и условия перевозки туристов в заграничных круизных рейсах, организуемых пароходствами, определяются соответствующими положениями, предусмотренными договорами.
При проведении круизных рейсов на судах, арендуемых иностранными фирмами или советскими туристскими организациями, порядок и условия перевозки туристов устанавливаются отдельными соглашениями.
4. Услуги, предоставляемые пассажирам
4.1. Услуги на судне
4.1.1. Услуги, предоставляемые пассажирам на судах Министерства морского флота СССР, дифференцированы в зависимости от видов сообщения, скорости доставки пассажиров, комфортабельности судов и продолжительности стоянки в промежуточных портах захода.
4.1.2. На всех водоизмещающих судах каботажных и международных линий должны работать:
а) рестораны, буфеты, бары, магазины,
б) киоски по продаже газет, журналов, книг,
в) библиотеки с книгами, газетами, журналами,
г) почтовые отделения Министерства связи СССР (по договоренности пароходств с местными органами связи) для приема от пассажиров почтовых и телеграфных отправлений, продажи конвертов, марок и т.п.,
д) пункты для проведения радиотелефонных переговоров пассажиров с абонентами на берегу (на крупных судах),
е) камеры хранения,
ж) пункты медицинского обслуживания.
Кроме того, на судах пассажировместимостью свыше 250 человек при работе на линиях, где продолжительность перехода между конечными портами более 2 суток, должны работать парикмахерские.
Время работы ресторанов, баров, библиотек, почтовых отделений, камер хранения, пунктов по продаже билетов, радиотелефонных переговоров, бытового обслуживания пассажиров объявляется в правилах внутреннего распорядка судна.
На судах линий с комплексным обслуживанием устанавливаются продолжительные стоянки судна (не менее 8 часов в дневное время суток в каждом порту захода), используемые для проведения организованного отдыха пассажиров.
На судах линий с комплексным обслуживанием владельцам колесных транспортных средств предоставляется право не более одного выезда и въезда без дополнительной оплаты в каждом промежуточном порту захода судна при соблюдении установленных администрацией правил (заблаговременное оповещение администрации о намерении выезда в данном порту, ограничения по погоде и пр.).
На судах линий с комплексным обслуживанием пассажирам бесплатно предоставляются спортивный инвентарь, игры, гладильные комнаты, а также возможность посещения судовых кинотеатров и концертов в салонах.
Платными на судах линий с комплексным обслуживанием являются: игральные автоматы, спортивно-медицинские тренажеры, сауна и массажи, услуги парикмахерских, портных, фотографов, почты и телеграфа.
На судах транспортных линий и паромных переправ пассажирам за отдельную плату могут предоставляться питание и экскурсионное обслуживание в портах захода.
Бесплатными на судах всех линий являются: медицинское обслуживание, а также пользование камерами хранения (кроме автоматических), библиотеками и читальнями, детскими комнатами, салонами, внутренними телефонами, телевизорами, в каютах и салонах, гимнастическими залами, бассейнами, ванными и душами, постельным и банным бельем, шезлонгами и циновками, справочными бюро.
4.1.3. Во время стоянки в конечном или начальном порту предоставляется право оставаться на водоизмещающих судах каботажных линий пассажирам:
а) имеющим билет для проезда «обратно» — на все время межрейсовой стоянки,
б) прибывшим в порт на судне в ночное время после прекращения работы городского транспорта — на время до начала работы городского транспорта,
в) получившим разрешение судовой администрации проживания на судне во время межрейсовой стоянки,
г) прибывшим в начальный порт маршрута в вечернее или ночное время и получившим разрешение судовой администрации на проживание на судне до начала посадки.
4.1.4. На судах местных и пригородных линий, имеющих продолжительность рейса в одном направлении более 2 час, должен работать буфет.
4.2. Услуги, предоставляемые пассажирам на берегу
4.2.1. В портах, производящих пассажирские операции, должны быть морские вокзалы, павильоны или другие помещения для пассажиров.
4.2.2. На морских вокзалах в зависимости от объема перевозок, местных условий и наличия соответствующих помещений должны иметься:
а) рестораны, буфеты, киоски по продаже продовольственных, промышленных дорожных товаров и сувениров, а также производиться разносная торговля бутербродами, пирожками и т.п.,
б) киоски по продаже газет, журналов, книг, открыток и т.п.,
в) пункты бытового обслуживания (парикмахерские, ремонт одежды, обуви и т.п.),
г) почтовое отделение Министерства связи СССР (по договоренности пароходств с местными органами связи) для приема от пассажиров почтовых и телеграфных отправлений, продажи конвертов, марок и т.п.,
д) пункты неотложной медицинской помощи,
е) комнаты матери и ребенка (для родителей с детьми в возрасте до 5 лет),
ж) пункты по продаже билетов для проезда на смежных видах транспорта,
з) пункты для проведения внутренних и междугородных телефонных переговоров пассажиров,
и) камеры хранения ручной клади,
к) справочное бюро.
4.2.3. На видных местах на морских вокзалах, в павильонах, на причалах должны быть установлены:
а) указатели для пассажиров, помогающие им ориентироваться на вокзале и причалах,
б) витрины или плакаты с расписаниями движения пассажирских и грузовых судов и смежных видов транспорта (поездов, самолетов, автобусов, речных судов), схемы пассажирских линий бассейна с показом примыкающих к ним путей сообщения других видов транспорта, схемы местных маршрутов транспорта к достопримечательным местам города, гостиницам, театрам, музеям, вокзалам и т.д.,
в) тарифы на предоставляемые пассажирам услуги,
г) указатели времени прибытия и отправления судов.
Кроме того, сведения о времени прибытия и отправления судов должны регулярно передаваться по радио в помещениях морского вокзала и на пассажирских причалах.
5. Перевозка ручной клади и багажа
5.1. Порядок перевозки ручной клади
5.1.1. Каждый пассажир, занимающий отдельное место (не занимающий отдельного места), имеет право на бесплатный провоз ручной клади:
— на водоизмещающих судах — 50 (25 кг) (на линии Находка-Иокогама-Находка — 200 кг),
— на судах на подводных крыльях или воздушной подушке — 20 (10) кг.
К перевозке ручной кладью в пределах указанных норм допускаются предметы, которые по своим габаритам и свойствам без затруднения размещаются в пассажирских помещениях, не создавая неудобств для других пассажиров. Ручная кладь, превышающая указанные нормы, должна быть сдана в багаж с оплатой по багажному тарифу или оплачена по этому тарифу без сдачи в багаж.
5.1.2. Не входят в счет массы ручной клади мелкие личные вещи пассажира: портфель, дамская сумочка, фотоаппарат, бинокль, малогабаритный транзистор, удочка, лыжи и т.п., а также комнатные птицы в клетках, живые рыбы в банках и другие подобные им мелкие предметы.
5.1.3. Допускается перевозка ручной кладью на одного пассажира не более одного телевизора, стационарного радиоприемника или крупногабаритного магнитофона при возможности их размещения в отведенных местах без стеснения других пассажиров с оплатой по багажному тарифу из расчета за условную массу независимо от их фактической массы и массы остальной ручной клади.
5.1.4. Запрещается перевозить ручной кладью:
а) вещи, которые могут повредить или загрязнить судно, вещи или одежду других пассажиров,
б) заряженное оружие и боеприпасы,
в) зловонные, огнеопасные, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, отравляющие, радиоактивные и другие опасные вещества и предметы.
5.2. Порядок перевозки багажа
5.2.1. Багаж перевозится на том судне и тем рейсом, на которые куплен билет. Перевозка багажа на судах на подводных крыльях или воздушной подушке производится только при наличии специального багажного отделения.
На судах местных и пригородных линий перевозка багажа, как правило, не осуществляется. В случае, если такие перевозки организуются, их порядок устанавливается пароходством.
5.2.2. Каждое место багажа должно быть подготовлено к перевозке, исходя из требований обеспечения сохранности при хранении, погрузке, транспортировании и выгрузке. Упакованные или неупакованные места должны иметь приспособления для их переноски.
Тара и упаковка багажа должны быть прочными и чистыми. Чемоданы, корзины, сундуки, ящики, коробки, мешки, тюки и т.п. должны быть крепко перевязаны, замки — исправными и запертыми, крышки, днища и стенки — без щелей и плотно пригнаны, веревки или ремни — прочными и без узлов.
Запертые чемоданы, сундуки, корзины, а также мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды, детские автомобили, коляски, связанные по концам лыжи и палки к ним, другие негромоздкие предметы размеров не более 2,0×1,5×1,2 м могут приниматься без упаковки.
5.2.3. Каждый сдаваемый в багаж предмет принимается отдельно. Объединять в одно место несколько вещей, имеющих различную упаковку, в том числе привязывать к чемоданам свертки не разрешается.
5.2.4. Не допускается к перевозке багаж, в упаковке которого имеются острые торчащие предметы (гвозди, концы окантовочной металлической ленты, проволоки и т.п.), а также багаж в неисправной упаковке, вызывающей опасение за его сохранность.
5.2.5. К перевозке багажом не принимаются вещества взрывчатые, огнеопасные и могущие причинить вред судну или багажу других пассажиров.
5.2.6. На каждое сдаваемое к перевозке багажное место отправитель или по его просьбе порт должен сделать наклейку или навесить бирку с указанием на ней: фамилии, имени и адреса владельца багажа, порта отправления, порта назначения.
5.2.7. На местах, требующих особого обращения с ними при погрузке, выгрузке и хранении, отправителем должны быть нанесены знаки специальной маркировки: «Верх», «не кантовать», «осторожно», «не бросать», «боится сырости» и т.д.
5.2.8. Багаж принимается к перевозке не позже, чем за 2 часа до отхода судна.
5.2.9. При приемке багаж взвешивается, за исключением отдельных мест, масса которых рассчитывается по условной массе в соответствии с Прейскурантом N 11-01. Масса каждого отдельного места не должна превышать 100 кг.
5.2.10. На принятый к перевозке багаж пассажиру выдается багажная квитанция.
5.2.11. При предъявлении к перевозке багажа пассажир может объявить его ценность — как общую для всех мест, так и каждого места в отдельности. Объявленная ценность вносится в багажную квитанцию (сумма указывается прописью) в соответствии с положениями п.5.3.3.
5.2.12. Провозная плата за багаж, а также сбор за объявленную ценность багажа взимаются при отправлении по установленным тарифам. За перевозку детских колясок, инвалидных колясок с ручным приводом, мотоколясок и автомобилей, получаемых инвалидами через органы социального обеспечения, плата не взимается.
5.2.13. Если при приемке багажа на судно или выдаче его с судна окажется недостача багажных мест, об этом составляется коммерческий акт с отметкой в перевозочных документах.
5.2.14. Если при выдаче багажа с судна обнаружится неисправное состояние упаковки, угрожающее сохранности багажа, то багаж перевешивается, о чем составляется коммерческий акт. Одновременно принимаются меры к исправлению упаковки багажа. Багаж с неисправной упаковкой выдается по требованию владельца со вскрытием и проверкой содержимого.
5.2.15. В порту назначения багаж выдается пассажиру по предъявлении багажной квитанции.
5.2.16. Багаж, не полученный пассажиром по прибытии судна, хранится в порту бесплатно в течение суток. В дальнейшем за хранение багажа взимается плата по установленным тарифам. Багаж, не востребованный в течение 3 мес со дня прихода судна в порт назначения, может быть продан в установленном порядке.
5.2.17. Если по требованию предъявителя багажной квитанции багаж не будет выдан в течение 30 дней, считая с момента прибытия судна, с которым багаж подлежал отправлению, он считается утерянным. Предъявитель багажной квитанции, которому не был выдан багаж, имеет право потребовать отметки на багажной квитанции о дне предъявления ее для получения багажа. За утраченный багаж пассажир имеет право получить с пароходства возмещение стоимости багажа согласно настоящим Правилам.
5.2.18. В расписке, выдаваемой при получении денег за утерянный багаж, пассажир может заявить, чтобы найденный впоследствии багаж был ему доставлен в один из портов следования пассажира бесплатно. В случае доставки багажа владелец обязан получить его в течение 30 дней с момента уведомления о прибытии. При получении багажа пассажир обязан возвратить полученную им сумму возмещения.
5.2.19. В случае недостачи части мест, массы или повреждения багажа последний может быть выдан получателю. В квитанции делается отметка о выдаче багажа и выдается коммерческий акт. По этому акту пассажир может предъявить претензию пароходству, а также получает разысканные недостающие места багажа.
Пароходства и порты при получении заявления о недостаче багажа немедленно приступают к его розыску.
5.2.20. В случае утраты багажной квитанции багаж выдается пассажиру только по предъявлении им доказательства, что багаж принадлежит ему.
5.2.21. Перевозка автомобилей, принадлежащих пассажирам и следующих вместе с ними, должна быть оформлена перевозочными документами в грузовой конторе порта с оплатой по тарифу. Перевозка таких автомобилей на палубе судов производится с согласия отправителя с отметкой в перевозочном документе: «С согласия и на риск отправителя».
5.2.22. После оформления и получения на руки перевозочного документа владелец автомобиля должен доставить его к месту погрузки на судно по указанию администрации порта (или представителя судовладельца в иностранном порту).
Провоз горючего в канистрах запрещается.
5.3. Камеры хранения багажа и ручной клади
5.3.1. Для временного хранения сдаваемой пассажирами ручной клади и багажа порты организуют на морских вокзалах камеры хранения ручной клади и багажа, на крупных пассажирских судах организуются камеры хранения ручной клади.
5.3.2. К хранению в портовых камерах принимаются за плату по установленному тарифу допускаемые к перевозке на судах багаж и ручная кладь пассажиров, кроме животных.
5.3.3. Ручная кладь и багаж могут сдаваться пассажирами на хранение во всякой исправной упаковке, а такие вещи как пальто, зонтики, пледы — без упаковки.
Ручная кладь и багаж могут сдаваться на хранение с объявленной ценностью. Пароходство и порты не должны ограничить пассажира при объявлении ценности багажа и ручной клади. В случае возникновения сомнения в правильности оценки камера хранения имеет право проверить содержимое мест в присутствии пассажира. Разногласия в этом случае разрешаются начальником морского вокзала, а на судах — администрацией судна.
5.3.4. В подтверждение приема багажа и ручной клади на хранение выдается квитанция установленной формы. Талон квитанции должен прикрепляться на принятое место. Выдача вещей из камеры хранения производится по предъявлении квитанции и в случае необходимости — документа, удостоверяющего личность получателя.
5.3.5. Сданные на хранение в камеры хранения морских вокзалов вещи хранятся в них не более 30 суток, после чего, в случае невостребования вещей их владельцем, реализуются в установленном порядке.
5.3.6. Если реализованные вещи будут впоследствии востребованы их владельцем, стоимость вещей возвращается владельцу в сумме, определенной актом оценки в момент реализации, за вычетом стоимости их хранения до реализации и расходов по реализации.
5.3.7. Скоропортящиеся продукты, сданные на хранение в камеры хранения морских вокзалов, должны быть востребованы пассажирами до истечения времени, определяемого предельными сроками хранения этих продуктов, установленными правилами хранения грузов в складах портов. Предельный срок хранения скоропортящихся продуктов указывается камерой хранения на квитанции и корешке квитанции. По истечении предельного срока хранения скоропортящиеся продукты считаются невостребованными и подлежат ликвидации на основании акта, составленного представителем администрации морвокзала совместно с СЭС.
5.3.8. Вещи, сданные в камеру хранения судна и не востребованные в конечном порту данного рейса, сдаются в камеру хранения морского вокзала по окончании высадки пассажиров. В этом случае при востребовании пассажирами вещей с них взимается плата по тарифу за доставку вещей с судна в камеру хранения морского вокзала, а также за хранение вещей в камере хранения морского вокзала.
5.4. Порядок перевозки животных
5.4.1. На пассажирских судах разрешается перевозить собак, кошек, кроликов, морских свинок, кур, уток, гусей, индеек, цесарок, голубей, пчел, тутовых шелкопрядов, аквариумных рыб, певчих и декоративных птиц.
Животные принимаются к перевозке лишь при предъявлении пассажиром карантинного сертификата на их перевозку пассажирским судном.
Животные должны предъявляться пассажиром к перевозке в клетках, ящиках, корзинах и других приспособлениях, ограничивающих свободу передвижения животных. Собаки, не помещенные в клетки и ящики, обязательно должны быть в намордниках и на привязи.
Все животные, кроме аквариумных рыб, размещаются в специально отведенных для этого местах по указанию администрации судна. Комнатные собаки, щенки, кошки, певчие и декоративные птицы могут перевозиться в каюте лишь с разрешения администрации судна при условии, что пассажир, перевозящий животных, следует в отдельной каюте.
5.4.2. Плата за провоз животных оформляется багажной квитанцией с указанием в квитанции: «Багаж при себе».
5.4.3. Кормление и уход за животными лежат на обязанности перевозящего их пассажира.
5.4.4. Животные должны быть сняты пассажиром с судна немедленно по прибытии в порт назначения.
5.4.5. Получение и своевременное предоставление ветеринарному надзору в порту назначения необходимых ветеринарных и прочих сертификатов лежат на обязанности пассажира, перевозящего животных.
5.4.6. В случае утраты квитанции, по которой совершалась перевозка животных, они выдаются пассажиру только при предъявлении им доказательств их принадлежности ему под расписку с указанием его фамилии, имени, отчества и постоянного места жительства.
5.5. Порядок работы с забытыми и найденными вещами
5.5.1. Обнаруженные на судне, мороком вокзале, в порту или портовом пункте забытые или утерянные вещи пассажира должны быть переданы администрации ближайшего морского вокзала или порта на хранение и для розыска владельца.
Передача забытых или утерянных вещей на хранение производится в следующем порядке:
— вещи в таре и упаковке вскрываются в присутствии представителя милиции, о чем составляется коммерческий акт с описью содержимого, после чего каждое место пломбируется или опечатывается,
— передача вещей производится по акту общей формы с описанием обстоятельств их обнаружения и внешнего состояния вещей, который составляется с участием лица, обнаружившего вещи (один экземпляр акта передается этому лицу),
— лицо, принимающее вещи на хранение, должно расписаться на копии акта, которая остается у сдающего, записать поступившие вещи в Книгу забытых и найденных вещей и вывесить объявление об их поступлении.
5.5.2. По письменному заявлению пассажира о розыске пропавших вещей начальник вокзала или порта должен немедленно запросить капитана судна или другой порт, которые обязаны проверить запрос и найденные вещи выслать в соответствующий пункт для выдачи владельцу. Запрос, пересылка вещей и другие, связанные с этим операции, в том числе их хранение, производятся за счет владельца вещей.
Лицо, потребовавшее выдачи ему найденных вещей, должно доказать свое право на них с указанием в заявлении отличительных признаков предметов.
Вещи выдаются владельцу после уплаты причитающихся платежей по письменному разрешению начальника морского вокзала или порта под расписку владельца на его заявлении с указанием места жительства и номера паспорта.
При невостребовании найденных вещей в течение 30 дней они передаются для реализации в установленном порядке.
Председатель В/О «Морпасфлот» Л.И.Паладич
Текст — Министерство морского флота. — М., 1987
Комментарии: