Под франчайзингом* понимают договор, по которому одна сторона – владелец прав на объекты интеллектуальной собственности (франчайзер) – передает за плату предпринимателю-пользователю (франчайзи) право использовать данные объекты в своей хозяйственной деятельности.
Франчайзинг (от английского «franchising» – льготное предпринимательство, коммерческая концессия) – это специфическая форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания в целях расширения бизнеса выдает предпринимателю или группе предпринимателей лицензию на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной компании.
В зависимости от сущности хозяйственных отношений, можно выделить три основных вида франчайзинга: товарный, производственный и франчайзинг бизнес-формата.
При товарном франчайзинге – предприниматели-франчайзи получают исключительное право распространять и реализовывать товары франчайзера в определенном регионе, области. То есть предприниматели-пользователи получают льготное, особое право на продажу товаров определенной торговой марки.
Производственный франчайзинг предполагает передачу права на использование не только торговой марки правообладателя, но и определенных технологий его производства.
В случае франчайзинга бизнес-формата передаются только права на использование торговой марки, а качество предоставляемых услуг оговаривается и стандартизируется.
Регулируются отношения франчайзинга гражданским и хозяйственным кодексами Украины, в соответствии с которыми франчайзинг является разновидностью коммерческой концессии. При этом сторонами в договоре коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица, являющиеся субъектами предпринимательской деятельности (ст. 1117 ГКУ). Следовательно, предприниматели имеют право заключать договора франчайзинга на общих основаниях.
В соответствии с п. 1.30 ст. 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее – Закон № 283) «платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения … за приобретение любого патента, зарегистрированного знака на товары и услуги или торговой марки, дизайна, секретного чертежа, модели, формулы, процесса, права на информацию о промышленном, коммерческом или научном опыте («ноу-хау»)» относятся к роялти.
Не считаются роялти платежи по тем договорам, которые предусматривают у предпринимателя возможность отчуждать полученные права.
Таким образом, если по договору франчайзинга не предусмотрена передача пользователю права отчуждать полученные объекты интеллектуальной собственности, платежи по такому договору являются роялти. На это указано и в письме ГНА Украины от 17.01.2001 г. №187/6/15-1116 «О порядке определения роялти в целях налогообложения».
Порядок налогообложения доходов, полученных от предпринимательской деятельности, установлен ст.13 Декрета КМУ от 26.12.92 г. № 13-92 «О подоходном налоге с граждан». Так, налогооблагаемым доходом считается совокупный чистый доход, то есть разница между валовым доходом (выручкой в денежной и натуральной форме) и документально подтвержденными расходами, непосредственно связанными с получением дохода. Предприниматель формирует свои расходы по перечню ст. 5 «Валовые расходы» и в соответствии со ст. 8 «Амортизация» Закона № 283.
Согласно приложению 7 к Инструкции о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденной приказом ГГНИ Украины от 21.04.93 г. № 12, положения ст. 5 Закона № 283 применяются предпринимателями в части подтверждения первичными документами израсходованных сумм согласно операциям, в результате которых в отчетном квартале получен доход.
В соответствии с пп. 5.4.2 ст. 5 Закона №283 расходы, связанные с выплатой роялти включаются в валовые расходы.
Таким образом, если платежи предпринимателя по договору франчайзинга попадают под определение роялти, связаны с получением дохода и подтверждены первичными документами, то предприниматель может смело относить их в расходы.
В целях обложения НДС используется такое же понятие роялти, как и в Законе № 283 (п. 1.17 ст.1 Закона Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР “О налоге на добавленную стоимость” (далее – Закон № 167). То есть платежи по договору франчайзинга признаются роялти на тех же основаниях. В соответствии с п.п. 3.2.7 ст. 3 Закона № 167 не являются объектом обложения НДС выплаты роялти в денежной форме или в виде ценных бумаг. Следовательно, платежи по договору франчайзинга не облагаются НДС.
Подводя итог, заметим, что франчайзинг является выгодным современным экономическим инструментом, позволяющим обеим сторонам (франчайзеру и франчайзи) распространять товары, продукцию, услуги в разных регионах, экономя при этом на расходах и сохраняя стандарты обслуживания.
Автор – Александр Друшляк
Сайт «Учет и налоги», опубликовано в 2005г.
Комментарии: