Особенности операций с возвратной финансовой помощью

От редакции: Практически каждое предприятие нуждается в оборотных средствах и одним из источников таких средств может выступить возвратная финансовая помощь. Некоторые нюансы налогообложения упомянутых операций в своей консультации рассматривают признанные специалисты учетно-налогового «дела» информационно-бухгалтерского портала «Бухгалтер24»:

Стоит отметить, что для целей налогового учета беспроцентный заем следует рассматривать как возвратную финансовую помощь, в случае, если:

• предметом договора являются исключительно денежные средства;

• в договоре указан срок возврата этих средств;

• не предусмотрена компенсация за пользования такими средствами (иначе налоговая рассматривает такой договор как кредитный).

Налоговый учет возвратной финансовой помощи будет зависеть в первую очередь от статуса займодателя, а также от момента возврата. Итак такой заем может быть получен от:

• неплательщика налога на прибыль либо плательщика имеющего льготу по налогу на прибыль;

• нерезидента;

• плательщика налога на прибыль на общих основаниях;

• учредителя.

Рассмотрим каждый вариант отдельно.

Неплательщик налога на прибыль.

Если такое произошло и средства не были возвращены на конец отчетного периода, то такие средства отображаются в составе прочих доходов. В дальнейшем если данная сумма была возвращена, то такой плательщик имеет право включить данную сумму в состав прочих расходов. Условные проценты в таком случае не начисляются.

Нерезидент.

Как правило такая помощь поступает в иностранной валюте и следовательно необходимо быть готовым к начислению курсовых разниц. Если на конец отчетного периода займ не был возвращен, то данную сумму придется включить в состав прочих доходов, а при возврате — в сумму прочих расходов.

Плательщик налога на прибыль.

Если на конец отчетного периода заем не был возвращен, то включать в состав доходов всю сумму нет необходимости, но будет необходимо начислять условные проценты, сумма которых пойдет в прочие доходы (только в налоговом учете). Как же считать данные условные проценты. А вот как.

Берем сумму невозвращенной на конец отчетного периода финпомощи умножаем на количество дней использования, затем умножаем на учетную ставку НБУ и то что получилось делим на 365 (366). Согласно трактовке НКУ данная сумма считается безвозвратной финансовой помощью и учитывается в составе доходов.

Если предприятие получает или отдает финпомощь частями, то рассчитывать условные проценты придется несколько раз (по методу ФИФО).

Учредитель.

Если финансовую помощь предоставил учредитель и в договоре прописано, что данная помощь должна быть возвращена на протяжении года, то в независимости от статуса учредителя данная сумма не будет включаться в доходы, и на нее не будет начисляться условные проценты. Но, если прошло 365 дней, и помощь не была возвращена, то необходимо будет включить указанные суммы в состав доходов, а при возврате — в состав расходов. Причем 365 дней надо начинать отсчитывать от даты поступления денег, а не от даты подписания договора.

Отчетный период.

В 2013 году было введен годовой отчетный период по налогу на прибыль. Поэтому те плательщики, которые отчитываются раз в год, должны ориентироваться именно на годовой период при исчислении налоговых последствий возникающих при получении возвратной финансовой помощи. То есть если финпомощь была получена и возвращена до конца года, то ни включать ее в доходы, ни начислять условные проценты не нужно.

Если же плательщик отчитывается раз в квартал, то для такое плательщика отчетным периодом будет квартал и если заем не был возвращен до конца квартала, то надо делать указанное выше.

Налоговая оптимизация.

У плательщика может возникнуть вопрос: А можно ли как то избежать начислению вот этих «неприятных» доходов? Можно, и вот как:

• Если финпомощь получена от учредителя, то необходимо вернуть это помощь в течении 365 дней со дня получения средств и взять эту сумму уже по новому договору и дальше ими пользоваться. Это можно будет сделать и через кассу, но необходимо ориентироваться на ограничения по наличным расчетам, а это 10000,00 грн;

• Если финпомощь была получена от плательщика налога на прибыль, то необходимо ее вернуть до конца отчетного периода (квартал, год) и в новом отчетном периоде брать новую финпомощь;

• Тоже самое касается и финансовой помощи от неплательщика налога на прибыль.

Отдельно следует приделить внимание плательщикам на едином налоге. Несмотря на кажущуюся простоту, на практике оказывается все не так радужно.

Даже наверное для небольшого специалиста ясно, что данный вид поступлений не является доходом для единоналожника, что вытекает из «бухучетовского» определения дохода. Но НКУ считает несколько иначе и вот какова его позиция. Она изложена в ст. 292.11 и из нее вытекает, что если финпомощь не была возвращена на протяжении 12 календарных месяцев, то такая финпомощь приводит к увеличению доходов плательщика единого налога. 12 месяцев необходимо отсчитывать от момента поступления денег (со следующего дня), а не от даты подписания договора. Причем в случае не возврата в течении 12 месяцев у единоналожника «получается дорога в один конец», поскольку при возврате данной помощи доход не корректируется. Поэтому особенно актуальным есть своевременный возврат в течении 12 месяцев полученной финпомощи.

Информационный бухгалтерский портал «Бухгалтер24».

Налог на прибыль

Комментарии:

Оставить комментарий.