НЕтиповые формы по учету труда = нарушение?

При проверке инспекцией труда предприятие оштрафовали за нарушение законодательства о труде в виду того, что на предприятии используются приказы и табеля не типовой формы, а профессии и должности в них не соответствуют классификатору. Права ли проверяющая?

(Вопрос поступил на сайт «Учет и налоги»)

На основании ст.41 Кодекса Украины об административных правонарушениях за нарушение требований законодательства о труде предусмотрена, в том числе, административная ответственность. Прежде всего, отметим — для квалификации упомянутого в вопросе факта именно как нарушения законодательства о труде следует правильно интерпретировать этот термин.

Более подробно толкование понятия «законодательство о труде» рассмотрено в статье Друшляк А.В. «Интерпретация термина «законодательство о труде» и определение его признаков» в газете «Юридическая практика» № 41 (720) от 11.10.2011г. В указанной ситуации проверяющая необоснованно сделала вывод о  несоответствии приказов и табелей формам, предусмотренным законодательством о труде, и вот почему.

Приказом Госкомстата Украины «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда» от 15.12.2008г. № 489 (Далее – Приказ №489) утверждены и введены в действие типовые формы первичной «трудовой» учетной документации предприятий, в том числе, такие как т.ф.№ П-1 «Приказ (распоряжение) о приеме на работу», т.ф. № П-5 «Табель учета использования рабочего времени» и т.п. Обратим внимание, что Приказ №489 к законодательству о труде не относится, т.к. разработан с целью усовершенствования государственных статистических наблюдений. Поэтому, составление приказов о приеме на работу и табелей в соответствии с типовыми формами, самостоятельно разработанными на предприятии (и не соответствующими Приказу №489) не будет считаться нарушением законодательства о труде. При этом, следует обратить внимание,  что при составлении первичных документов  необходимо соблюдать требования Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.05.1995 г. № 88  (Далее – Положение №88) относительно присутствия обязательных реквизитов первичных документов. Так же, в похожих ситуациях, проверяющие могут оштрафовать должностное лицо и за нарушение Инструкции по статистике численности работников, утвержденная приказом Министерства Статистики Украины от  28.09.2005г. № 268 (Инструкция №268). Однако, данная инструкция разработана на основании Закона Украины «О государственной статистике» от 17.09.1992 г. № 2614-XII, содержит методологически положения определения показателей численности работников для получения объективной статистической информации и к законодательству о труде Украины отношения не имеет.

В Справочнике квалификационных характеристик профессий работников, утвержденный приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 27.12.2006г. №336 (в вопросе упоминается как «классификатор», далее – Справочник квалификационных характеристик) в соответствующих разделах приведены разнообразные должности и профессии и их характеристики. По требованию Указа Президента Украины «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» от 03.10.1992г. № 493/92 нормативно-правовые акты, издаваемые министерствами и другими органами, и затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации и вступают в силу лишь через десять дней после нее, если в них не установлен более поздний срок вступления их в силу. Как известно, Справочник квалификационных характеристик в Министерстве юстиции Украины не зарегистрирован и на первый взгляд в силу не вступил. Однако, на основании п. 5 Положения «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти», утвержденного Постановлением КМУ от 28 декабря 1992 г. № 731 на государственную регистрацию нет необходимости направлять, в том числе, нормативно-технические документы, такие как, например, упомянутый Справочник квалификационных характеристик. Поэтому, при ведении кадрового делопроизводства на предприятия должности и профессии работников целесообразно указывать в соответствии с ним. А не соблюдение упомянутых норм Справочника квалификационных характеристик может быть истолковано проверяющими (а в дальнейшем и судом), как нарушение законодательства Украины о труде.

Друшляк Александр Викторович, сайт «Учет и налоги»

Обсудить статью на форуме 

Трудовое право

Комментарии:

Оставить комментарий.