Единый налог в Украине 2012.Часть 2.

Выдача и аннулирование свидетельства плательщика единого налога с 2012 года.

18 ноября 2011 года президент Украины подписал Закон о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины, согласно которому в порядок налогообложения «единщиков» с 01.01.2012г. вносятся существенные изменении. В первой части консультации эксперта Нестерова Дмитрия Викторовича о «едином налоге 2012» уже рассматривались особенности соответствующих групп субъектов упрощенной системы. Теперь же эксперт рассмотрит порядок выдачи и аннулирования свидетельства плательщика единого налога  по новым «правилам», вступающим в силу с 2012 года.

Свидетельство плательщика единого налога, согласно статьи 299 Налогового кодекса Украины (Далее – НКУ), выдается такому плательщику бессрочно и безоплатно, на протяжение 10 календарных дней с дня подачи субъектом предпринимательской деятельности заявления про переход на упрощенную систему налогообложения, отчетности и учета. Вновь созданным субъектам предпринимательской деятельности, которые подали заявление про переход на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности до конца месяца, в котором состоялась их государственная регистрация, свидетельство выдается в день получения органом налоговой службы заявления про выбор упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. В случае потери или порчи свидетельства плательщику единого налога выдается дубликат, причем порядок получения дубликата тот же, что и порядок получения свидетельства плательщика единого налога. В случае же принятия решения налоговым органом об отказе в выдаче свидетельства плательщика единого налога, такое мотивированное решение орган налоговой службы обязан предоставить на протяжение 10 календарных дней с дня подачи плательщиком налогов заявления про выбор упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Решение об отказе в выдаче свидетельства плательщика единого налога может быть обжаловано в установленном порядке. Пунктом 9 статьи 299 НКУ предусмотрен исчерпывающий список причин, по которым налоговый орган может отказать в выдаче свидетельства плательщика единого налога:

— несоответствие лица, подавшего заявление, требованиям к плательщикам единого налога (а конкретнее — требованиям статьи 291 НКУ);

— наличие у лица, подавшего заявление про выбор упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, непогашенного налогового долга;

— подачи на протяжении календарного года более одного заявления про выбор упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

Стоит проанализировать причины, которыми налоговый орган может мотивировать решение об отказе в выдаче свидетельства единого налога. Первая и вторая не вызывают никаких вопросов, однако третья и отсутствие четвертой нуждаются в анализе. Из третьей причины, которая может являться мотивом для отказе в выдаче свидетельства плательщика единого налога, можно сделать одно очень неприятное замечание – если плательщик налогов подал в орган государственной налоговой службы заявление о выборе упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, заполненное с нарушением, то при повторной его подаче такому плательщику может быть отказано в выдаче свидетельства плательщика единого налога на основании рассматриваемой нормы. Однако такое заключение было бы неверным, и вот почему. Как уже было отмечено, среди мотивов отказа в выдаче свидетельства плательщика единого налога отсутствует один. Мотив, который, на взгляд автора, должен был бы присутствовать – подача заявления о выборе упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не по установленной форме, с незаполненными обязательными реквизитами или без соответствующих дополнений. Можно небезосновательно предположить, что данное нарушение все же будет использовано органами налоговой службы для игнорирования (непризнания) заявлений о выборе упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Однако такое нарушение, как следует из Закона, не будет являться причиной для отказа в выдаче свидетельства плательщика единого налога. Непризнанное заявление о выборе упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в таком случае может быть прировнено (и соответственно может расцениваться) как неподанное. Отсюда вытекает, что его подача ранее не может служить причиной для отказа в выдаче свидетельства плательщика единого налога, так как официально заявлений, поданных ранее, на момент подачи нового заявления попросту нет.

В выданное ранее свидетельство плательщика единого налога в день подачи плательщиком единого налога соответствующего заявления вносятся изменения:

— наименования или ФИО плательщика;

— налогового адреса плательщика;

— осуществления хозяйственной деятельности;

— видов хозяйственной деятельности.

По желанию плательщика в случае изменения перечисленных выше реквизитов свидетельства плательщика единого налога может быть заменено, при чем до получения нового свидетельства плательщика единого налога такой плательщик действует на основании старого.

Отказаться от упрощенной системы налогообложения согласно пункта 2 статьи 298 НКУ субъект предпринимательской деятельности может подав соответствующее заявление не позднее, чем за 10 календарных дней до начала нового календарного квартала. С первого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором подано такое заявление, такой плательщик налогов перестает быть плательщиком единого налога. Отказ от упрощенной системы налогообложения, отчетности и учета обязателен в случаях:

— превышение максимального объема доходов на протяжении календарного года плательщиком первой или второй групп без последующего перехода в другую (соответствующую) группу с первого числа месяца, следующего за кварталом, в котором произошло такое превышение;

—  превышения годовым оборотом любого физического лица-плательщика единого налога объема в 3 миллиона гривен с первого числа месяца, следующего за налоговым кварталом, в котором произошло такое превышение;

— превышения максимально допустимого годового объема доходов плательщиками четвертой и пятой групп с первого числа месяца, следующего за отчетным периодом, в котором произошло такое превышение;

— в случае применения плательщиком формы взаиморасчетов отличной от наличной и безналичной (бартер, векселе и т.д.) с первого числа месяца, следующего за отчетным периодом, в котором была применена такая форма взаиморасчетов;

— в случае осуществления видов деятельности, запрещенных для плательщика единого налога, или изменения организационно-правовой формы на несоответствующую плательщику единого налога (появление участника-юридического лица неплательщика единого налога, часть которого равна или превышает 25%) с первого числа месяца, следующего за отчетным периодом, в котором осуществлялась такая деятельность или изменилась организационно-правовая форма;

— превышения максимально допустимого количества наемных лиц с первого числа месяца, следующего за отчетным периодом, в котором состоялось такое превышение;

— в случае осуществления видов деятельности, не указанных в свидетельстве плательщика единого налога с первого числа месяца, следующего за отчетным периодом, в котором была осуществлена такая деятельность;

— в случае оплаты до окончания граничного срока погашения налогового долга, который возник у плательщика единого налога на протяжении двух следующих друг за другом кварталов, с первого числа месяца, следующего за отчетным периодом, в котором был погашен такой налоговый долг.

То есть, любое нарушение ограничений для пребывания на упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, тянет за собой необходимость для плательщика единого налога подачи заявления об отказе от упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

Теперь о случаях, в которых свидетельство плательщика единого налога аннулируется по решению налогового органа (на основании акта проверки, если нарушение выявлено в ходе проведения проверки). Их семь и все они представлены в пункте 15 статьи 299 НКУ:

— заявление плательщика налогов об отказе применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, в последний день календарного квартала, в котором подано такое заявление;

— прекращение юридического лица или деятельности физического лица – предпринимателя, в день получения сведений налоговой службой от государственного регистратора о таком прекращении;

— неоплаты на протяжении двух идущих один за другим кварталом налогового долга, образовавшегося у плательщика единого налога в последний день календарного месяца, в котором закончился граничный срок погашения налогового долга;

— в случае осуществления видов деятельности, запрещенных для плательщика единого налога, или изменения организационно-правовой формы на несоответствующую плательщику единого налога (появление участника — юридического лица неплательщика единого налога, часть которого равна или превышает 25%) в последний день налогового периода, в котором осуществлялась такая деятельность или изменилась организационно-правовая форма;

— превышения максимально допустимого количества наемных лиц в последний день отчетного периода, в котором состоялось такое превышение;

— превышения максимально допустимого годового объема доходов плательщиками единого налога в последний день отчетного периода, в котором произошло такое превышение;

— в случае применения плательщиком формы взаиморасчетов отличной от наличной и безналичной (бартер, векселя и т.д.) в последний день отчетного периода, в котором была применена такая форма взаиморасчетов.

Итак, как видим, причины для аннулирования свидетельства плательщика единого налога по решению налогового органа те же, что и причины для аннулирования свидетельства по решению плательщика, поэтому мы не станем заострять на них внимание. Однако стоит заметить один на первый взгляд неприметный, но немаловажный и новый аспект такого действия налогового органа, как аннулирование свидетельства плательщика единого налога на основании акта налоговой проверки. Основанием для аннулирования свидетельства плательщика единого налога является акт проверки, если аннулирование происходит по результатам налоговой проверки. Акт проверки, на основании которого аннулируется свидетельство плательщика единого налога, является документом, который прекращает права плательщика налогов – право пребывания на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, а потому может быть обжалован в суде по крайней мере в этой своей части. Ранее судебное обжалование актов налоговой проверки было невозможно, потому что сами по себе акты не являлись актами индивидуального действия, а таковыми являлись налоговые уведомления-решения, согласно которым у плательщика налогов появлялось обязательство по уплате денежных средств в бюджет и так далее, чем органы налоговой службы и пользовались с целью оптимизации своих позиций в судебных разбирательствах. Теперь же несоблюдение процедуры составления акта налоговой проверки, ознакомления с ним плательщика налогов может быть основанием для подачи жалобы на действия налоговой службы в административные суды и обжалования решения про аннулирование свидетельства плательщика единого налога

Нестеров Дмитрий Викторович, бухгалтерские услуги в Днепропетровске.

>>> см.так же Ставки единого налога и минимальный размер Единого социально взноса (ЕСВ) для плательщиков единого налога физических лиц в 2013 году

Обсудить статью на форуме.

ЕН-2012 >>> Четыре группы «единщиков».

ЕН-2012 >>> Сравнительная характеристика групп «единщиков».

ЕН-2012 >>> Как стать «упрощенцем»?

ЕН-2012 >>> Упрощенная система: особенности учета и налогообложения.

Специальные налоговые режимы

Комментарии:

Оставить комментарий.