Единый налог в Украине 2012.Часть 1.

Четыре группы «единщиков».

18 ноября 2011 года президентом подписан Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый Кодекс и некоторые другие законодательные акты Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности» № 4014-VІ (далее — Закон), и, как следует из конечных и переходных его положений, он вступит в силу с 1 января 2012 года за исключением некоторых своих частей.  Что нового в налогообложение «единщиков» внесет упомянутый закон рассмотрит в своей консультации признанный эксперт в области бухгалтерского учета и налогообложения, Дмитрий Викторович Нестеров.

Неразбериха, неуверенность в правильности хоть чьих-либо трактований новых норм налогового законодательства Украины, отсутствие понимания смысла требований, им выдвигаемых в равной степени с механизмом их осуществления – все эти отличительные черты восприятия новых законов представителями малого и среднего бизнеса Украины имеют место уже достаточно давно для того, чтобы не заострять на них внимания, но и этот законодательный акт также получил оценку специалистов в области налогообложения, содержащую в себе все перечисленные выше атрибуты. Закон, который будет обсуждаться ниже, содержит в себе ряд сложных механизмов и иногда позитивных, а иногда негативных с точки зрения представителей бизнеса нововведений.

Сравнивая положения Налогового Кодекса Украины (Далее — НКУ), которыми с 01.01.2012г. будет регламентироваться  налогообложение плательщиков единого налога и Указ Президента Украины «Про упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.1998 №727 (Далее — Указ), можно смело и не двузначно утверждать – законодательство Украины в отношении упрощенной системы налогообложения стало более гибким, более отвечающим сегодняшним реалиям существования бизнеса, но и более сложным, дающим гораздо меньшее поле для маневра плательщикам налогов и гораздо большее поле для маневра налоговой службе Украины. Для начала стоит заметить, что плательщики единого налога со вступлением в силу Закона будут разделены на четыре группы. Для каждой из этих групп будут действовать собственные «правила игры» – разные ограничения, разные ставки налогов, разные базы налогообложения. Именно поэтому первым делом стоит дать характеристику каждой из четырех групп отдельно.

В первую группу плательщиков единого налога могут входить только физические лица-предприниматели, не использующие наемный труд, которые осуществляют только розничную продажу товаров с торговых мест на рынках или осуществляющих деятельность по предоставлению населению бытовых услуг, объем дохода которых на протяжение одного календарного года не превышает 150 000 гривен. Как видно, «задача» введения первой группы – замена бывшего фиксированного патента на свидетельство плательщика единого налога и похвальная попытка упростить жизнь «простому» торговцу или ремесленнику. Так, согласно п.7 ст. 291  НКУ, дан исчерпывающий список услуг, которые могут считаться бытовыми. Среди них – изготовление обуви на заказ или ее ремонт, изготовление на заказ швейных изделий, изделий из кожи, меха, изготовление на заказ нижнего белья, изготовление на заказ текстильной продукции, головных уборов, дополнительные услуги по изготовлению таких заказов, ремонт одежды и бытовых текстильных изделий, изготовление на заказ и ремонт трикотажных изделий, изготовление на заказ, ремонт и реставрация ковров и ковровых изделий, услуги по ремонту часов, велосипедов, фотоуслуги, услуги парикмахерских, ритуальные услуги, услуги домашней прислуги и так далее. Для всех плательщиков единого налога, отнесенных к данной группе, п.2 статьи 293 НКУ установлен размер единого налога в пределах от одного до десяти процентов размера минимальной заработной платы. Согласно п. 1 статьи 294 НКУ такие плательщики единого налога отчитываются в налоговую инспекцию один раз в год. Кроме того, из всех плательщиков единого налога только плательщикам этой группы разрешено не использовать в своей деятельности регистраторов расчетных операций (кассовых аппаратов).

Во вторую группу могут попасть физические лица-предприниматели, предоставляющие услуги только плательщикам единого налога или населению, но имеющие право без ограничений в выборе клиентов производить и/или продавать товары, работать в сфере ресторанного бизнеса при условии, что ими используется наемный труд не более 10 лиц одновременно и их годовой объем дохода не превышает 1 миллион гривен. Исключением из этой группы являются физические лица-предприниматели, которые занимаются оценкой, арендой, куплей или продажей недвижимого имущества. В случае, если они соответствуют прочим требованиям для принадлежности и ко второй, и к третьей группе, то они могут быть включены только в третью группу. Ставка единого налога для таких предпринимателей составляет от 2 до 20 процентов от размера минимальной заработной платы. Согласно п. 1 статьи 294 НКУ такие плательщики единого налога отчитываются в налоговую инспекцию один раз в квартал.

В третью группу может быть включено физическое лицо-предприниматель, которое использует труд не более 20 наемных лиц одновременно, а его годовой оборот не превышает 3 миллионов гривен. Ставка единого налога для такого плательщика – 3 процента от суммы его дохода в случае, если он является плательщиком налога на добавленную стоимость и 5 процентов от суммы его дохода в случае, если он не является плательщиком налога на добавленную стоимость. Согласно п. 1 статьи 294 НКУ такие плательщики единого налога отчитываются в налоговую инспекцию один раз в квартал.

Четвертую группу составят юридические лица, избравшие упрощенную систему налогообложения. Их среднесписочная численность работников не должна превышать 50 человек, а годовой объем дохода – 5 миллионов гривен. Ставка единого налога для такого плательщика – 3 процента от суммы его дохода в случае, если он является плательщиком налога на добавленную стоимость и 5 процентов от суммы его дохода в случае, если он не является плательщиком налога на добавленную стоимость. Согласно п. 1 статьи 294 НКУ такие плательщики единого налога отчитываются в налоговую инспекцию один раз в квартал.

Согласно п.п. 291.4.1 НКУ в численность сотрудников, которая определяется для второй и третьих групп с целью получения права нахождения на едином налоге и принадлежности к конкретной группе плательщиков этого налога, не включается лица, которые находятся в отпуске по беременности и родам и отпуске по присмотру за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Для четвертой группы среднесписочная численность сотрудников определяется «стандартно». Выше перечислен ряд условий, которые определяют возможность или невозможность принадлежности налогоплательщика к той или иной группе. Но это не все. Пунктом 5 ст. 291 НКУ предоставлен ряд условий, при которых плательщик налогов в принципе не может быть плательщиком единого налога. Их перечень достаточно велик, и мы не станем приводить его здесь полностью. Приведем лишь наиболее распространенную на взгляд автора взгляд его часть:

— лица, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр, обмену валют, производство, импорт, экспорт, продажу подакцизных товаров (кроме розничной торговли горюче-смазочными материалами в емкостях до 20 литров и розничной продажи физическими лицами пива и столовых вин);

— физические лица, которые заняты испытаниями и исследованиями, деятельность в сфере аудита ;

— физические лица, которые сдают в аренду земельные участки общей площадью более 0,2 га, жилые помещения общей площадью более 100 квадратных метров, нежилые помещения общей площадью более 300 квадратных метров;

— юридические лица, в которых часть, принадлежащая другим юридическим лицам не плательщикам единого налога, равна или превышает 25 процентов;

— любые лица, которые по состоянию на день подачи заявления про регистрацию плательщика единого налога имеют налоговый долг (кроме «форс-мажорных» долгов)

Нестеров Дмитрий Викторович, бухгалтерские услуги в Днепропетровске.

>>> см.так же Ставки единого налога и минимальный размер Единого социально взноса (ЕСВ) для плательщиков единого налога физических лиц в 2013 году

Обсудить статью на форуме.

ЕН-2012 >>> Сравнительная характеристика групп «единщиков».

ЕН-2012 >>> Как стать «упрощенцем»?

ЕН-2012 >>> Выдача и аннулирование свидетельства плательщика единого налога с 2012 года.

ЕН-2012 >>> Упрощенная система: особенности учета и налогообложения.

Специальные налоговые режимы

Комментарии:

Оставить комментарий.