Раздача рекламных листовок

Такой вид рекламы, как раздача рекламных листовок, является популярным способом распространения информации о товарах, продукции, а также для завлечения покупателей в магазин. Расходы на производство или покупку листовок для такой акции небольшие, эффективность, как правило, весьма высока, а сам процесс раздачи рекламных листовок довольно прост и не требует от распространителей особых навыков. Основным документом, регулирующим осуществление рекламной деятельности, является Закон Украины от 03.07.96 г. № 270/96-ВР «О рекламе» (далее – Закон № 270).

Поскольку с помощью листовок распространяются сведения о товаре, формируется и поддерживается осведомленность и интерес к нему покупателей, то такая информация согласно ст. 1 Закона 270 считается рекламой. Листовки являются рекламными средствами, так как они используются для доведения рекламы для потребителя, а предприниматель – распространителем рекламы.

Закон № 270 не предъявляет особых требований к субъекту хозяйствования, желающему распространять рекламные листовки. Распространителем рекламных листовок может быть любой субъект хозяйственной деятельности, в том числе и физическое лицо – предприниматель.

Для раздачи рекламных листовок не требуется получения лицензии.

Для размещения некоторых видов рекламы, например, наружной, требуется разрешение органов исполнительной власти. Для раздачи рекламных листовок такое разрешение не нужно.

При распространении рекламных листовок необходимо лишь соблюдать общие правила поведения: распространитель не должен нарушать общественный порядок и мешать движению транспорта и пешеходов.

Для раздачи листовок в помещениях, на территории торгового центра или крупного магазина необходимо согласие его владельца.

Законом № 270 предъявляются определенные требования к содержанию рекламных носителей. Информация в листовках должна быть четко идентифицирована именно как реклама, т. е. листовки должны содержать фразы «реклама», «реклама товара» и т. п.

Если производство и (или) продажа рекламируемых товаров подлежат лицензированию, сертификации или требуют получения других специальных разрешений, то при изготовлении таких рекламных листовок рекламодатель обязательно должен предоставить распространителю рекламы копии таких лицензий, сертификатов и разрешений, удостоверенных в установленном порядке.

В случае если предприниматель в рекламной листовке сообщает о предстоящем снижении цен на продукцию или товары, необходимо указать информацию о месте, дате начала и окончания периода снижения цен или распродажи, размере скидки.

В рекламе нельзя:

–   размещать изображение человека или использовать его имя без его письменного согласия;

–   использовать или имитировать изображение Государственного Герба и Флага Украины и других стран, международных организаций, официальные названия органов государственной власти;

–   использовать утверждения, дискриминирующие человека.

Запрещается также скрытая и недобросовестная реклама.

Особые требования предъявляются к рекламе определенных групп товаров: лекарств, алкоголя, табачных изделий, оружия и др.

Законом № 270 разрешена реклама только таких лекарственных препаратов, медтехники, методов лечения, которые отпускаются без рецепта, не требуют специальных знаний и разрешены для использования Министерством здравоохранения Украины. Реклама таких товаров должна быть полная, объективная, содержать предупреждения и рекомендации по использованию.

Запрещается реклама алкогольных и табачных изделий с использованием средств рекламного характера, в том числе с помощью листовок (кроме специальных выставочных мероприятий).

Нельзя рекламировать в листовке оружие за пределами оружейного магазина.

При составлении текста рекламной листовки необходимо также учитывать положения п. 2 ст. 7 Закона Украины от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей», согласно которым «гарантийные обязательства в любом случае включают также какие-либо обязательства производителя (исполнителя) или продавца, предусмотренные рекламой».

Статья 27 Закона 270 предусматривает ответственность за нарушение законодательства о рекламе в виде штрафа в размере пятикратной стоимости такой рекламы. При повторном нарушении законодательства о рекламе на протяжении года штраф увеличивается вдвое.

В случае невозможности установления стоимости рекламы, распространенной с нарушением требований законодательства, на рекламодателей и распространителей рекламы налагается штраф в размере до 300 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (5 100 грн.). Применение штрафов за нарушение законодательства о рекламе отнесено к компетенции местных органов по делам защиты прав потребителей.

Использование в рекламе торговых марок, товарных знаков должно осуществляться с учетом требований Закона Украины от 15.12.93 г. № 3689-XII «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (далее – Закон № 3689).

В соответствии с Законом № 3689 товарный знаком является обозначение, которым товары одних производителей отличаются от товаров других производителей.

Зарегистрированный товарный знак – это знак, на который выдано свидетельство о праве собственности.

Владелец зарегистрированного товарного знака имеет право использовать товарный знак по своему усмотрению, а также запрещать его использование другим лицам.

Запрещается использование зарегистрированного товарного знака без разрешения правообладателя. Разрешение на использование знака выдается его владельцем на основании лицензионного договора.

Согласно п. 6 ст. 16 Закона 3689 право владельца товарного знака запрещать другим лицам использовать без его согласия зарегистрированный знак не распространяется на:

–   использование знака для товара, введенного под этим знаком в оборот владельцем свидетельства или по его согласию, при условии, что владелец свидетельства не имеет веских оснований запрещать такое использование в связи с последующей продажей товара, в частности при изменении или ухудшении состояния товара после введения его в оборот;

–   некоммерческое использование знака;

–   все формы сообщения новостей и комментариев к новостям;

–   добросовестное применение своих имен или адресов;

–   сделки, совершенные до даты возникновения такого права.

В иных случаях предпринимателю для использования в рекламных листовках зарегистрированного товарного знака необходимо заключить соглашение с владельцем или его представителем.

Действия, причиняющие или способные причинить ущерб владельцу товарного знака, влекут за собой гражданско-правовую и (или) уголовную ответственность.

Теперь об уплате налога на рекламу.

Согласно Декрету КМУ от 20.05.93 г. № 56-93 «О местных налогах и сборах» (далее – Декрет № 56-93) объектом обложения налогом на рекламу является стоимость услуг по установке и размещению рекламы. Налог уплачивается со всех видов объявлений и сообщений, передающих информацию в коммерческих целях, при оплате рекламных услуг.

По нашему мнению, в случае если предприниматель осуществляет рекламные мероприятия самостоятельно, без привлечения сторонних лиц, уплачивать налог на рекламу он не должен, поскольку отсутствует объект налогообложения – стоимость услуг за установку и размещение рекламы.

Оказание услуг любого вида предусматривает наличие заказчика и исполнителя услуг. Самому себе нельзя оказывать услуги. В подтверждение этому можно привести определение термина «услуги», данное в Инструкции по заполнению формы государственного статистического наблюдения № 1-услуги «Отчет об объемах реализованных услуг», утвержденной приказом Госкомстата Украины от 20.07.2007 г. № 228: «услугами считается деятельность субъектов, которая не приобретает материально-вещевой формы и удовлетворяет определенные потребности заказчиков – личные, коллективные, общественные».

Поэтому, несмотря на то что раздача листовок является рекламой, при их самостоятельной раздаче предприниматель не будет считаться плательщиком налога с рекламы.

Иного мнения по данному вопросу ГНА Украины (письма от 23.02.2001 г. № 91/4/18-1114 и от 23.02.2004 г. № 91/4/13-1114). Главное налоговое ведомство считает, что налог на рекламу должен уплачиваться и в случае самостоятельного ее распространения субъектом хозяйствования. Объектом обложения налогом на рекламу будет сумма расходов, понесенных на размещение рекламы.

Однако, например, для предпринимателей-единщиков законодательством не предусмотрена обязанность вести учет расходов, в том числе расходов на рекламу. В таком случае при всем желании предприниматель-единщик не сможет определить объект для обложения налогом на рекламу по версии ГНА Украины.

Следует также учитывать, что согласно ст. 18 Декрета № 56-93 «органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают и определяют порядок уплаты местных налогов и сборов в соответствии с перечнем и в пределах установленных граничных размеров ставок». А налог на рекламу относится именно к местным налогам. Следовательно, для определения правильности исчисления и уплаты налога с рекламы, в каждом конкретном случае необходимо учитывать требования решения органа местного самоуправления об установлении налога с рекламы.

Если же предприниматель раздает рекламные листовки в своем магазине, то вопросов с налогом на рекламу не должно возникать вообще, так как в соответствии с п. 7 ст. 8 Закона 270 размещение информации о производителе товара и (или) о товаре в местах его реализации потребителю не является рекламой. С данным выводом соглашается ГНА Украины (письмо от 08.12.2005 г. № 12060/6/15-0316).Автор –

Александр Друшляк

Сайт «Учет и налоги», опубликовано в 2008 г.

Об авторе: Друшляк Александр Викторович – известный независимый консультант в области украинского налогового, трудового и хозяйственного права. Публиковался во многих именитых профессиональных изданиях, таких как — «Бухгалтерия», «Юридическая практика», «Все о бухгалтерском учете», «Баланс», «Частный предприниматель», «Собственное дело», «Налоги и бухгалтерский учет», «Бухгалтерская неделя».

Прочие налоги

Комментарии:

Оставить комментарий.