Государственный рыночный надзор и контроль непищевой продукции

Общие положения, права и обязанности производителей и распространителей и ответственность.

Пятого июля 2011 года вступят в силу два Закона от 02.12.2010г. — № 2735-VI «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции»( Далее – Закон №2735) и № 2736-VI «Об общей безопасности непищевой продукции» (Далее – Закона №2736). Действие этих Законов коснется, пожалуй, практически каждого хозяйствующего субъекта производящего (ввозящего) или реализующего непищевую продукцию на территории Украины.

Закон №2735 идет в тесной связке с Законом №2736, в своем тексте они часто ссылаются друг на друга, но наиболее «масштабным» является Закон№2735, целью которого является надзор и контроль ввоза, производства и реализации качественной продукции, и недопущение реализации продукции, которая представляет серьезный риск[1] для общественных интересов[2]. А Закон №2736 устанавливает правовые и организационные основы введения в оборот в Украине непищевой продукции и обеспечения ее безопасности.

Отметим, что действие Закона №2735 и №2736 не распространяется на пищевые продукты, услуги, работы, алкогольные, лекарственные препараты, продукцию, изготовленную для собственных нужд и т.п.

Полный перечень продукций, исключенный из зоны ответственности приведен в п. 4 ст.2 Закона№2735 и п.3 ст. 2 Закона №2736. Вместе с тем, подконтрольными государственному рыночному надзору и контролю продукции в предусмотренных случаях являются хозяйствующие субъекты всех форм, в т.ч. и предприниматели, независимо от избранной формы расчетов, системы налогообложения и т.п.

Обратим внимание, что на основании п.5 Заключительных положений Закона №2735 до утверждения Кабинетом Министров Украины органов рыночного надзора и сфер их ответственности (а пока этого не произошло) рыночный надзор осуществляется центральным органом исполнительной власти по вопросам технического регулирования и потребительской политики  (Госпотребстандартом Украины) и его территориальными органами — государственными центрами стандартизации, метрологии и сертификации и территориальными управлениями по делам защиты прав потребителей.

Итак, государственным рыночным надзором является деятельность органов рыночного надзора с целью обеспечения соответствия продукции установленным требованиям, а также обеспечения отсутствия угроз общественным интересам. А государственным контролем продукции считается деятельность таможенных органов по обеспечению соответствия продукции, ввозимой на таможенную территорию Украины для свободного обращения, установленным требованиям, а также обеспечение отсутствия угроз от такой продукции общественным интересам.

Основные принципы рыночного надзора и контроля продукции приведены в ст.5 Закона№2735. При этом Закон№2735 принципиально разграничивает производителей и распространителей продукции. Согласно Закону №2736 производитель – это физическое или юридическое лицо — резидент Украины, которое является изготовителем продукции, или любое другое лицо — резидент Украины, которое заявляет о себе как об изготовителе, размещая на продукции, согласно законодательству, свое наименование, торговую марку или другое обозначение, или лицо — резидент Украины, которая восстанавливает продукцию[3]. А распространитель — любое другое, чем производитель или импортер, физическое или юридическое лицо в цепи поставок продукции, которое предлагает продукцию на рынке Украины.

Обязанности и производителей и распространителей описаны как в Законе №2735, так и в Законе №2736. Прежде всего, ст. 4 Закона №2736 установлено общее требование, согласно которому производители обязаны вводить в обращение только безопасную продукцию (она будет считаться таковой, если соответствует установленным законодательством требованиям по обеспечению безопасности продукции). При отсутствия требований по обеспечению безопасности, продукция считается безопасной, если орган государственного рыночного надзора не докажет обратное.

По требованию ст. 8 Закона №2736 производители обязаны указывать на продукции и ее упаковке наименование и местонахождение производителя, название, тип или номер модели, номер партии или серийный номер, названия составных частей и т.п. и ознакамливать потребителей ( пользователей) с информацией относительно присущих продукции рисков (если они не очевидны) в течении ее срока использования для принятия мер предосторожности. Ст. 8 Закона №2736 так же обязывает производителей осуществлять экспертизу или испытания изготовленной продукции по собственной инициативе. Однако, о периодичности и особенностях подобных экспертиз в Законе №2736 — ни слова.

Еще одним «Ноу-хау» является обязанность производителя вести учет обращений потребителей относительно безопасности своей продукции, рассматривать подобные обращения и принимать по их результату их рассмотрения необходимые (опять не уточняется какие) меры и информировать о них распространителей продукции. Закон №2736 обязывает производителя принимать меры по изъятию и отзыву «рисковой» продукции (как добровольно, так и по решению контролеров). Кроме того, производитель обязан не только сотрудничать с органами государственного рыночного надзора, но при наличии информации о «риске» (небезопасности) своей продукции сообщать им об этом.

На основании ст. 9 Закона №2736 распространитель должен предоставлять потребителям (пользователям), а также производителям, распространителям в цепи поставки соответствующей продукции информацию о рисках, которые представляет эта продукция. Распространитель обязан в рамках своей деятельности сотрудничать с производителями и органами государственного рыночного надзора для осуществления мероприятий по избеганию рисков, которые составляет продукция, в том числе содействовать производителям в принятии ими мер по обеспечению безопасности продукции, а органам рыночного контроля ( и другим заинтересованным лицам) – предоставлять информацию о происхождении продукции, а при наличии информации о небезопасности распространяемой продукции – немедленно сообщать об этом контролерам.

Кроме того, Законом №2736 вводится обязанность распространителя не торговать продукцией, не отвечающей требованиям безопасности. Пункты 3 и 4 ст. 8 Закона №2735 дублируют и отчасти «раскрывают» требования ст. 8 Закона №2736 и обязывают производителей (импортеров) и распространителей, в случае наличия обстоятельств, позволяющих сделать вывод о том, что продукция, которая вводится в оборот или распространяется на рынке не соответствует установленным требованиям, привести такую продукцию в соответствие таким требованиям, либо изъять ее из оборота или отозвать. Если указанная продукция представляет риск, на таких субъектов хозяйствования возложена обязанность немедленно уведомить соответствующий орган рыночного надзора и предоставить по требованию контролеров необходимую информацию — документацию, идентифицирующую поставщиков и покупателей. Причем подобная документация должна храниться субъектом хозяйствования в течении срока, установленным соответствующим техническим регламентом, а в случае его отсутствия,– в течении 10 лет со дня выведения продукции в оборот, получения соответствующей продукции.

Если производитель продукции не может быть идентифицирован органом рыночного надзора, для целей настоящего Закона, субъект хозяйствования будет считаться лицом, которое ввело продукцию в оборот, пока он документально не докажет обратное. Субъекты хозяйствования обязаны при осуществлении своей деятельности эффективно взаимодействовать между собой во время принятия ограничительных (корректирующих) мероприятий, предусмотренных настоящим Законом. Вместе с тем критерии такой эффективности Законом №2735 не установлены.

В ст.7 Закона №2735 перечисляются права субъектов хозяйствования во время осуществления рыночного контроля и надзора. Прежде всего, субъектам хозяйствования дано право требовать от контролеров соблюдение требований законодательства. При этом, проверяемые могут проверять у контролеров наличие служебных удостоверений, копии удостоверений (направлений) на проведение проверок (а при непредставлении копий не допускать их к проведению проверок) , присутствовать при осуществлении всех мер рыночного надзора и получать необходимую, доступную и достоверную информацию о результатах рыночного надзора и контроля продукции.

Проверяемые вправе требовать от контролеров обеспечение конфиденциальности любой информации, полученной во время осуществления рыночного надзора и контроля продукции (кроме исключений). Производителями и распространителям дана возможность обжаловать в установленном законом порядке любые решения, предписания, действия и бездействие органов рыночного надзора, таможенных органов и их должностных лиц и обращаться за защитой своих прав и интересов в суд. Субъектам хозяйственной деятельности так же дано право по своей инициативе принимать меры по предотвращению и избеганию рисков своей продукции, обеспечению соответствия этой продукции установленным требованиям и устранению нарушений требований Законодательства. Согласно ст.7 Закона №2735, субъекты предпринимательства могут пользоваться и другими правами, предусмотренными законодательством.

Ст. 44 Закона №2735 и ст. 15 Закона №2736 для субъектов предпринимательской деятельности предусмотрена суровая ответственность за нарушения, которые ввели в обращение продукцию (или считаются таковыми), представляющую серьезный риск или не соответствующую установленным требованиям ( в том числе при отсутствии Национального знака соответствия ). Кроме того, штрафы грозят и распространителям за распространение продукции без Национального знака соответствия, декларации о соответствии либо несоблюдение условий хранения, в результате чего продукция стала представлять серьезный риск и/или перестала соответствовать установленным требованиям. Неисполнение или неполное выполнение требований, предписаний или решений органов рыночного контроля так же влечет за собой наложение ощутимых штрафов.

Таблица – Штрафы за нарушение норм Законов №2735 и №2736

Для лиц, которые ввели продукцию в оборот или считаются таковым (производители, импортеры и т.п.)

Вид нарушения

Размер штрафа

За первое нарушение

За повторное в течение трех лет

совершение такого же нарушение, за которое  уже был наложен штраф

Ввод в обращение продукции, представляющей серьезный риск (опасной продукции)

от 25500 до 51000 грн.

от 42500 до 85000 грн.

Непредставление потребителям ( пользователям) информации относительно присущих продукции рисков (если они не очевидны) в течении ее срока использования для принятия мер предосторожности.

от 12750 до 25500 грн.

от 25500 до 51000 грн.

Ввод в обращение продукции, которая не соответствует установленным требованиям (кроме случае серьезного риска), в том числе нанесение Национального знака соответствия на продукцию, которая не соответствует требованиям технических регламентов,

от 8500 до 25500 грн.

от 17000 до 51000грн.

Для распространителей
Распространение продукции, на которой отсутствует Национальный знак соответствия, если его нанесения на продукцию предусмотрено техническим регламентом на соответствующий вид продукции

от 2550 до 4250 грн.

от 3400 до 5950 грн.

Распространение продукции, в отношении которой неправильно применен Национальный знак соответствия (кроме нанесения Национального знака соответствия на продукцию, которая не соответствует требованиям технических регламентов),

от 1275 до 2550 грн.

от 1700 до 4250 грн.

Распространение продукции без декларации о соответствии, если в соответствии с техническим регламентом продукция при ее распространении должна сопровождаться такой декларацией

от 2550 до 4250 грн.

от 3400 до 5950 грн.

Несоблюдение условий хранения продукции, если в результате этого продукция стала представлять серьезный риск и/или не соответствовать уставленным требованиям.

от 4250 до 17000 грн.

От 8500 до 25500 грн.

Для лиц, которые ввели продукцию в оборот или считаются таковым

Для распространителей

Неисполнения или неполного исполнения требований решения о принятие ограничительных (корректирующих) мероприятий

от 42500 до 85000 грн.

от 8500 до 25500 грн.

Неисполнения или неполного исполнения решения о принятии ограничительных (корректирующих) мероприятий

от 25500 до 51000 грн.

от 5100 до 17000 грн.

Невыполнение предписания о немедленном устранении нарушений требований относительно представления по месту проведения ярмарки, выставки, показа или демонстрации в другой способ продукции, которая не соответствует

установленным требованиям

от 4250 до 8500 грн.

Невыполнение требований решение о немедленном прекращении представления продукции по месту проведения соответствующего ярмарки, выставки, показа или демонстрации в другой способ продукции

от 17000 до 34000 грн.

За имеющиеся нарушения виновные лица могут быть привлечены так же к административной (ст.188-37 и 244-19 Кодекса об административных правонарушениях), либо уголовной ответственности (ст. 227 криминального кодекса Украины). Поэтому, к выполнению требований Законов №2735 и №2736 нужно отнестись со всем вниманием.

Друшляк Александр Викторович, опубликовано в 2011 году

 


[1] угроза общественным интересам, требующая оперативного вмешательства государственных органов, в том числе такая, последствия которой не проявляются немедленно.

[2] безопасность жизни и здоровья людей, безопасные условия труда, защита прав потребителей (пользователей), защита окружающей среды.

[3] восстановление продукции — предоставление продукции, которая была в употреблении, свойств новой с целью ее повторного оборота на рынке Украины

Организация бизнеса

Комментарии:

Оставить комментарий.