Обзор Закона от 05.07.2012г. № 5083-VI 2 часть

Продолжение. Начало по этой ссылке.

Не будем плавно переходить к налогу на добавленную стоимость – перейдем резко. Первой ласточкой, прилетевшей вслед за Законом 5083, является ласточка, прилетевшая вместе с ним. Итак, теперь для возмещения налога на добавленную стоимость так называемым крупным плательщикам появился новый критерий – обязательность не декларирования таким плательщиком убытков за прошлый год согласно п.п. 200.19.8 Налогового кодекса Украины. Что очень логично в цвете остальных норм закона 5083, ведь плательщик, задекларировавший убытки по налогу на прибыль за прошлый год, не платит авансовых взносов по этому налогу в этом году. Однако ничто не запрещает крупному плательщику получить возмещение, если он не декларировал прибыль и не декларировал убытков (т.е. подал декларацию по налогу на добавленную стоимость, сумма доходов в которой равна сумме расходов). Для ручного определения избранников системы автоматического возмещения НДС остается только одно – определиться, у кого ГНИ принимают «нулевые» декларации, а у кого – нет. Кроме того, общий вид нормы явно вписывается в основной закон ведения бизнеса – выживает сильнейший. Если у производителя убыток, государству явно следует добить его невозмещением НДС.

Но на этом новшества, касающиеся налога на добавленную стоимость, к сожалению, не заканчиваются. Налоговая накладная дополнена очередным обязательным реквизитом – номером и датой таможенной декларации, по которой было совершено таможенное оформление товара, для импортного товара. Требование введено путем дополнения п. 201.1 подпунктом «ї», согласно которому данный обязательный реквизит вносится в отдельную графу налоговой накладной. Ждем. Ждем новой формы налоговой накладной. Ждем разъяснений относительно возможности использования методик списания себестоимости реализованного товара, не предусматривающих партионный учет (средневзвешенная цена). Ждем разъяснений по поводу указания номера и даты ГТД по импортному товару, приобретенному через подотчет или без НДС. Ждем разъяснений по поводу товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины до вступления в силу Закона 5083. Ждем разъяснений по поводу неясности с налоговыми накладными, заполненными после вступления в силу Закона 5083, но до изменения формы налоговой накладной. Просто ждем. А ведь уже сейчас на форумах появились замечания о том, что гораздо проще, дешевле для администрирования как со стороны плательщиков, так и со стороны бюджета, было бы ввести дополнительный отчет, в котором плательщики указывали бы код УКТ ВЭД, номер и дату ГТД по реализованным товарам и прочее, прочее что там еще придет в голову нашим глубоко уважаемым фискалам (уверен, это пришло в голову не законодателю, ведь судя по текстам Законов они и не слышали про проблемы, решаемые плательщиками и фискалами в баталиях за налоговый кредит).

Ну и хватит про НДС. Самое время переключить внимание читателя на изменения, внесенные в упрощенную систему налогообложения Законом 5083. К счастью, их немного. Введены две новые группы плательщиков единого налога – пятая и шестая (что логично, хотя и не оригинально). Пятая группа предусмотрена для физических лиц-предпринимателей, использующих наемный труд не более 20 человек единовременно и сумма дохода за календарный год которых не превышает 20 млн гривен. Шестая группа предусмотрена для юридических лиц, среднесписочная численность сотрудников у которых не превышает 50 человек и оборот которых не превышает 20 млн гривен в год. Ставка единого налога для пятой и шестой групп одинакова – 7% в случае уплаты НДС и 10% в случае включения НДС в состав единого налога от оборота. Стоит однако заметить, что согласно 296.10 регистраторы расчетных операций не используют только плательщики единого налога первой, второй и третьей групп. Поэтому при выборе группы плательщика единого налога физическое лицо должно обратить особое внимание на тот факт, что плательщики пятой группы, хотя и являются физическими лицами-плательщиками единого налога, от обязательного использования регистраторов расчетных операций не освобождены. Кроме того, внесены некоторые изменения в процедуру регистрации плательщиком единого налога. Так, согласно п. 298.1 плательщики 3-6 групп являются плательщиками единого налога с дня их государственной регистрации в случае, если в течение 10 дней с момента их государственной регистрации они подали заявление о выборе упрощенной системы налогообложения. В других случаях, как и плательщики 1-2 групп, они становятся плательщиками единого налога с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором им выдано свидетельство плательщика единого налога. Да и то лишь в случае, если заявление про выбор упрощенной системы налогообложения было подано до конца месяца, в котором произошла государственная регистрация физического лица-предпринимателя. Юридические же лица, не успевшие подать заявление в течение 10 дней с момента их государственной регистрации, автоматически становятся плательщиками налога на прибыль на общих основаниях и для последующего перехода на упрощенную систему налогообложения руководствуются общими правилами, а не правилами перехода для вновь созданных субъектов предпринимательской деятельности.

Анализ нововведений, внесенных Законом 5083 в упрощенную систему налогообложения, вызывает ряд вопросов, ответы на которые найти не просто. Итак, представим себе юридическое лицо, годовой оборот которого составляет, скажем, 15 млн гривен. Следует заметить, что он почти гарантировано является и должен остаться плательщиком налога на добавленную стоимость. То есть, при принятии решения о переходе на упрощенную систему налогообложения он выберет шестую группу и ставка единого налога составит для него 7%. Если говорить о предприятии, занимающемся оптовой или розничной торговлей, торговая наценка которого не превышает 40%, до  налогообложения его годовая валовая прибыль составит 4,28 млн грн. Сумма единого налога к уплате в бюджет составит 1,05 млн гривен. Сумма НДС к уплате в бюджет составит примерно 0,71 млн грн. Таким образом, сумма начисленных налогов составит 1,76 млн. грн.. После уплаты этих налогов, практически не зависящих от размера прибыли, остаток валовой прибыли составит 2,52 млн. грн. Фонд оплаты труда 50 человек в течение этого года вместе с начислениями на него составит при средней заработной плате 2500 гривен в месяц по предприятию и ставке ЕСВ 35% 2,03 млн гривен. Остаток после изымания из валовой прибыли этой суммы составит примерно 0,49 млн. грн, что составляет 40 тысяч гривен в месяц на закрытие всех расходов предприятия и не подразумевает получения предприятием прибыли. Как видите, для описанного выше субъекта предпринимательской деятельности шестая группа не подходит. Что же является фактором, сводящим на нет для описанного предприятия весь смысл  упрощенной системы налогообложения? Себестоимость реализуемой им продукции (товара). Упрощенная система, как и раньше, хороша для представителей сферы услуг. Сумма уплаченного по ставке 21% налога на прибыль при равной сумме оборота будет равна сумме уплаченного по ставке 7% к обороту единого налога в том случае, если содержание себестоимости в обороте равно 66,67%. Т.е. налогооблагаемая прибыль составляет 33% от оборота, а торговая наценка при отсутствии любых расходов, не включенных в себестоимость, составляет 50 и выше процентов. На практике сведения к нулю постоянных расходов и таких расходов, которые не включаются в себестоимость, невозможно. Причем с появлением постоянных расходов в процентном соотношении к обороту предприятия равном 1%, наценка должна увеличиваться на 2,3%. Таким образом, предприятие, имеющее в среднем 10% постоянных расходов (аренды, зараплаты админапарата, ставки сбытовиков, налог на землю и т.д.)  по отношению к обороту, для того, чтобы суммы расходов по уплате налога на прибыль и единого налога при фиксированном обороте были равны, должно делать наценку на свои товары (услуги) в размере 76,4%. Если этот показатель меньше, то выгоднее платить налог на прибыль, и чем он больше – тем выгоднее платить единый налог.

А теперь давайте представим себе предприятие, которое в течение года получило доходов в общей сумме 15 млн гривен, понеся при этом расходов 8,3 млн гривен и уплатив в бюджет Украины 1,05 млн гривен единого налога (наценка на таком предприятии – 80%). Прибыль после налогообложения такого предприятия составит 5,65 млн гривен за год. Немало. Но для окончательного этапа анализа нужно понять, какие предприятия при 80% наценке на свои товары(услуги) делают 18 млн гривен оборота в год с учетом НДС, а главное – кому они принадлежат? И сразу после этого станет ясно, для кого введены новые нормы в упрощенную систему налогообложения и какова их цель, т.к. предприятия малого и среднего бизнеса на сегодняшний день подобных показателей не имеют. Пятая и шестая группы плательщиков единого налога, судя по всему, созданы для оптимизации налогообложения представителей крупного бизнеса и их юридических и физических лиц-активодержателей.

Дмитрий Нестеров, специально для сайта «Учет и налоги»

Нормы

Комментарии:

Оставить комментарий.