История ревизии и контроля в CCCP 1 часть

Сущность и значение контроля

в социалистическом обществе (из истории ревизии и контроля)

Под социалистическим контролем понимается определенная система наблюдения и проверки хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и организаций с целью обеспечения, выполнения задач, поставленных в решениях партии и правительства. Без систематического контроля немыслимо рациональное ведение хозяйства. Роль учета и  контроля за сохранением и правильным использованием национального богатства значительно возрастает в период развернутого строительства коммунизма. В решениях партии подчеркивается, что бережливость, а так же рациональное использование каждого рубля, принадлежащего народу, умелое расходование средств, развитие народной инициативы, неуклонное улучшение советского планового руководства и методов хозяйствования, повышение сознательной дисциплины и организованности, служат могучим источником ускоренного движения советского общества к коммунизму. Сущность и значение контроля тесно переплетена с особенностями социалистического строя.

В социалистических странах хозяйственный контроль коренным образом отличается от контроля в странах капитализма.При капитализме, в условиях частной собственности на средства производства, контроль осуществляется в интересах крупных монополий, банков с целью получения максимальной прибыли. В условиях коммерческой тайны общественный контроль за частной собственностью невозможен. «Без отмены коммерческой тайны,- писал В. И. Ленин,- контроль за производством и распределением, остаётся пустейшим посулом…». При капитализме контроль со стороны государства является частично субъективным и ненаучным, так как зависит от воли и интересов господствующего класса — капиталистов и проводится реакционно-бюрократическими способами. Основные формы контроля при капитализме: проверка исполнения бюджета, налоговые платежи, государственные расходы.

В условиях общественной собственности на средства производства контроль является функцией управления и руководства коммунистическим строительством. Трудящиеся при социализме заинтересованы в объективном контроле за мерой труда и мерой потребления.

В нашей стране существует единая система учета и контроля на основе общественной собственности на средства производства.Задачи социалистического контроля на различных этапах хозяйственного развития страны изменялись в соответствии с конкретными условиями. После победы Великой Октябрьской социалистической революции одним из первых (в ноябре 1917 г.) был принят декрет о рабочем контроле. Рабочий контроль явился основной формой участия трудящихся в управлении деятельностью предприятий и был направлен против спекулянтов, саботажа и вредительства.

В мае 1918 г. был организован Народный Комиссариат государственного контроля, который способствовал привлечению трудящихся к управлению государством. В 1920 г. рабочий и государственный контроль были объединены в один орган — Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ). Рабоче-крестьянская инспекция не только осуществляла государственный контроль, но и помогала общественности проверять учет, хранение и расходование средств и материальных ценностей. РКИ была призвана контролировать все денежные, товарные и имущественные операции государственных предприятий и организаций, т. е. всю их хозяйственную деятельность. Одновременно с РКИ. контрольные функции выполняла и Центральная контрольная комиссия при Центральном Комитете партии. В 1923 г. по решению XII съезда РКП (б) слиянием РКИ

и ЦКК в стране была установлена единая система партийно-государственного контроля. В феврале 1934 г, в целях усиления действенности повседневного контроля за деятельностью предприятий Рабоче-крестьянская инспекция была упразднена. Вместо нее согласно постановлению Совета Народных Комиссаров «О внутриведомственном финансовом контроле и документальной ревизии учреждений, предприятий, хозяйственных организаций и строительств повседневный контроль за деятельностью предприятий возлагался на наркоматы и местные органы Советской власти, Для всех организаций и предприятий был установлен обязательный порядок проведения документальных ревизий не реже одного раза в год. Это положение действует и в настоящее время, поэтому сущность и значение контроля не изменилась.

В период Великой Отечественной войны, в трудных условиях военного времени все формы ведомственного контроля были направлены на строжайшее соблюдение режима экономии во всех отраслях народного хозяйства. В послевоенный период совершенствование внутриведомственного контроля продолжалось. Вместо органов Госконтроля, изолированных от партийных и советских учреждений и слабо связанных с жизнью, по решению XXII съезда КПСС были созданы органы партийно-государственного контроля. Их главная задача состояла в систематической проверке решений партии и правительства, в соблюдении партийной и государственной дисциплины.

Декабрьский (1965 год) Пленум ЦК КПСС преобразовал органы партийно-государственного контроля в органы народного контроля. В Советском государстве, выражающем интересы и волю всего народа, право контроля принадлежит самому народу.

Президиум Верховного Совета СССР в декабре 1965 г. принял Закон об органах народного контроля СССР и создании союзно-республиканского Комитета народного контроля СССР.

Дальнейшее развитие народного хозяйства страны выдвигает перед органами социалистического контроля новые задачи, основными из которых являются: повышение эффективности и качества работы, а так же усиление требовательности к соблюдению на предприятиях государственной дисциплины, улучшение планирования, финансирования, учета, обеспечение сохранности социалистической собственности. В Отчетном докладе XXV съезду партии Л. И. Брежнев подчеркивает: «Необходимо более рационально и бережно использовать материальные и финансовые ресурсы… Как бы пи росло богатство нашего общества, строжайшая экономия и бережливость остаются важнейшим условием развития народного хозяйства, повышения благосостояния народа.».

В современных условиях существенно возрастает роль контроля в социалистическом обществе, хотя сущность и значение контроля в социалистическом обществе та же. Повышение действенности контроля имеет большое значение в борьбе о бесхозяйственностью, для профилактики хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Исходя из ленинских идей о характере контроля в нашем государстве, из самой сути развитого социалистического общества: чем более зрелым оно становится, тем дальше продвигается к коммунизму, тем шире проявляется активность трудящихся в решении государственных и общественных дел, тем полнее осуществляется народовластие, положения о народном контроле включены в Конституцию СССР. В статье 91 указывается: Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, сочетающие государственный контроль и общественный, что определяет сущность и значение контроля в социалистическом обществе.

История

Комментарии:

Оставить комментарий.