Штрафы из воздуха

Штрафы «из воздуха» для «единщика» или вы нам должны потому что вы нам должны.

Прежде всего, напомним читателю, что в трактовке налогового законодательства считается налоговым обязательством, штрафом и пеней и каков порядок их исчисления и уплаты. Порядок погашения обязательств плательщиками перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам устанавливает Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000г. № 2181-III[1] . В соответствии с п. 5.3.1 Закона Украины №2181 налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить налог, указанный в представленной им налоговой декларации. За просрочку уплаты налогов в бюджет Законом №2181 предусмотрены штрафные санкций (штраф) и пеня.

Штраф – это плата в фиксированной сумме или в виде процентов от суммы налогового обязательства, которая взыскивается с налогоплательщика в связи с нарушением им правил налогообложения, а пеня — плата в виде процентов, начисленных на сумму налогового долга[2] (без учета пени), которая взыскивается с налогоплательщика в связи с несвоевременным погашением налогового обязательства.

Закон №2181 оперирует понятием согласованного налогового обязательства, которое должен оплатить плательщик. Налоговое обязательство будет считаться согласованным при подаче налогоплательщиком декларации либо при получении им налогового уведомления[3]. На основании п. 1.11 Закона №2181 налоговой декларацией или расчетом считается документ, который подается налогоплательщиком в налоговую инспекцию в установленные сроки и на основании которого осуществляется начисления и/или уплата налога или сбора. Срок подачи месячной декларации — в течении двадцати дней после окончания отчетного периода, квартальной – сорока дней. По прошествии десяти дней от последнего дня подачи декларации необходимо уплатить указанное в ней налоговое обязательство.

Порядок составления Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом утвержден приказом ГНАУ от 28.02.2003 г. № 98[4]. На основании п.6 Порядка №98 сумму единого налога предприятию необходимо уплатить по выбранной ставке не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом — кварталом. Кроме того, пунктом 4 Указа № 727[5] предусмотрена подача вместе с Расчетом единого налога платежных поручений об уплате данного налога. В Порядке №98 упоминается так же 5% «самоштраф», описанный в ст.17.2 Закона№2181. Форма отчета субъекта малого предпринимательства — физического лица — плательщика единого налога для предпринимателей -единщиков установлена Приказом ГНАУ №599[6]. Отчет подается предпринимателем в налоговую инспекцию в течении пяти дней после окончания квартала. На основании п. 2 Указа №727 уплата единого налога осуществляется предпринимателем не позднее 20-го числа месяца, следующего отчетным. Как видим, расчет уплаты единого налога юридического лица попадает под определение налоговой декларации, так как на его основании рассчитывается и уплачивается единый налог. А вот отчет предпринимателя-единщика налоговой декларацией считать нельзя. Скорее, это отчетно-справочная декларация о соблюдении предпринимателем условий использования упрощенной системы и сумме фактически уплаченного единого налога.

Налоговики при начислении штрафа и пени за якобы несвоевременную уплату единого налога предприятиями и предпринимателями во всю используют положения Закона №2181. Для единщиков-юридических лиц установлен отчетный период – квартал. Закон №2181 предусматривает начисление штрафа и пени в случае неуплаты налога в десятидневный срок после последнего «своевременного» дня сдачи квартальной декларации (сорока дней). В результате этого возникает ситуация, когда для начисления штрафа налоговиками используются нормы Закона №2181, а для исчисления срока сдачи расчета единого налога требования указанного Закона во внимание не принимаются. При этом отметим, что Закон №2181 является специальным законом по вопросам уплаты налогов, штрафов и пени. Поэтому автор считает, что начисление штрафа и пени для единщика – юридического лица предусмотрено действующим законодательством лишь по истечении десяти дней после сорокадневного «квартального» срока, установленного ст.4.1.4 Закона №2181.

Штраф и пеню за несвоевременную уплату единого налога предпринимателем невозможно начислить вообще, так как подача налоговой декларации (в трактовке Закона№2181) по единому налогу предпринимателем законодательством не предусмотрена. Заметим, что налоговое обязательство по единому налогу предпринимателя не может быть начислено и налоговым органом самостоятельно по причине отсутствия оснований, предусмотренных ст.4.2.2 Закона №2181. Однако, в своем письме «Относительно администрирования единого налога (обзорное)» от 14.07.2009 14735/7/17-0417[7] ГНАУ вспомнило свое ноу-хау образца 2003 года[8], альтернативное Закону №2181. ГНАУ полагает, что если предприниматель использует упрощенную систему, то он соглашается платить единый налог в установленные Указом №727 сроки. Т.е. такое обязательство, по мнению налоговиков, «по умолчанию» считается согласованным. Естественно, подобное мнение налоговиков не выдерживает никакой критики, так как порядок согласования налогового платежа приведен в Законе№2181 и никакого согласования «по умолчанию» при подаче заявки на единый налог не предусматривает[9]. Обратим внимание, что в Указе №727, Приказе №599 ответственность за несвоевременную уплату единого налога предпринимателем в виде штрафа или пени не упоминается. Статьей 163-2 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неподачу или несвоевременное представление должностными лицами платежных поручений на перечисление надлежащих к уплате налогов и сборов (обязательных платежей). Административную ответственность по этой статье предприниматели нести не могут, так как должностными лицами не являются. А на должностных лиц предприятий указанный вид взыскания, по мнению автора, может быть наложен лишь случае неуплаты единого налога в сроки, установленные Законом №2181, т.е. в течении десяти дней после крайнего срока подачи квартальной декларации.

Как должна поступить налоговая служба, если, по её мнению, плательщик не начислил и не уплатил налог (или его часть)? Если сумма налогового обязательства рассчитывается налоговиками на основании ст. 6 Закона №2181 самостоятельно, то налогоплательщику направляется налоговое уведомление. В налоговом уведомлении (с ссылкой на законодательные нормы) указывается сумма налога к уплате, а так же размер штрафных санкций. С момента получения налогового уведомления плательщиком, доначисленное налоговое обязательство считается согласованным (если, конечно, оно не оспаривается плательщиком).

Если плательщик не платит согласованную сумму налогового обязательства в установленные сроки – налоговики направляют ему налоговое требование. Законом №2181 предусмотрено, что налоговое уведомление или требование должно быть вручено плательщику под роспись либо послано налоговиками по почте с уведомлением о вручении. Когда налоговое уведомление или требование вручить или доставить по почте не получается (в связи с отсутствием или отказом плательщика), налоговый орган размещает этот документ на доске налоговых объявлений в ГНИ. При этом, день размещения считается днем вручения. В своем Письме №417 ГНАУ полагает, что переходя на упрощенную систему, предприниматель «по умолчанию» согласовывает обязательство по ежемесячной уплате единого налога. Поэтому при просрочке платежа, по мнению налоговиков, предпринимателю должно направляться налоговое требование (без уведомления).

Указом №727 оговорено обязательное условие для перехода на упрощенную систему — уплата всех установленных налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный (налоговый) период. Порядком №599 так же установлено, что основанием для выдачи Свидетельства о едином налоге для предпринимателей является уплата единого налога за период не меньше чем календарный месяц при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей, срок уплаты которых настал на дату подачи заявления. Таким образом, при наличии недоимки по налогам и обязательным платежам, налоговая служба может отказать в выдаче упомянутого Свидетельства. Вместе с тем, Госпредпринимательства в своем «старом» письме от 27.02.2002 г. №2-221/1166 считает, что налоговая не вправе отказывать в выдаче свидетельства о праве уплаты единого налога только на основании неуплаты штрафа или пени, т.к. Законом Украины «О системе налогообложения» штрафные санкции и пеня не отнесены к налогам или сборам. Конечно, единщику целесообразно узнать о наличии и размере штрафа и пени по единому налогу до подачи заявления и, если их размер незначителен, оплатить эти суммы.

Логично считать, что подтверждением уплаты всех налогов и обязательных платежей является отсутствие налогового долга. На основании ст.1 закона №2181 налоговый долг (недоимка) — налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованное налогоплательщиком или согласованное в административном или судебном порядке, но не уплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства. Повторим, что законным путем начислить штраф или пеню предпринимателю за неуплату единого налога невозможно. А юрлицу-единщику начисление штрафов и пени возможно лишь при просрочке сроков оплаты налогов для квартальных деклараций, установленных Законом №2181.

К сожалению, Указом №727 не установлен механизм обжалования отказа налоговой службы в выдаче Свидетельства о праве уплаты единого налога. Поэтому целесообразно обжаловать подобный отказ у вышестоящего руководства налоговой службы или в судебном порядке. При этом следует апеллировать нормами Закона №2181 относительно отсутствия согласованного налогового обязательства и обратить внимание на соблюдение налоговым органом процедуры уведомления плательщика о начислении налогов и штрафов, приведенной в ст.5 Закона №2181 и предусматривающей отправку плательщику налоговых уведомлений и требований. Целесообразно так же воспользоваться нормой п.4.4 Закона №2181 о конфликте интересов налогоплательщика и контролирующего органа, действующей в случае неоднозначности толкования налогового законодательства в пользу плательщика налогов. Обратим внимание, что при соблюдении установленных ст. 5.2.2 Закона №2181 сроков обжалования налогового обязательства, рассчитанного налоговым органом, «протестующему» налогоплательщику налоговые требования не направляются и сумма обжалуемого налогового обязательства считается несогласованной до конца процедуры обжалования.

В октябре  2010 года парламентом в первом чтении за основу принят проект Налогового кодекса[10]. Отметим, что указанный проект НК практически сводит на нет все существующие преференции «упрощенцам». Например, для юридических лиц упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства НК не предусматривается вообще. А предпринимателей, помимо уменьшения «лимита» выручки, наемных работников и необходимости использования РРО, после вступления НК в силу, ожидает повышения ставки единого налога, существенное сокращения видов деятельности для упрощенцев, повышение штрафов за «единоналожные» нарушения и другие «креативные» нововведения.

Например, при выявлении на рабочем месте и/или на складе единщика контрабандных или контрафактных товаров он лишается права использовать упрощенную систему в течении пяти (!) лет. А в случае превышения суммарного остатка товаров на месте торговли или на складе при розничной торговле трехсоттысячной границы, НК предусматривает обязательный переход единщика на общую систему начиная со следующего квартала. Кроме того, если предприниматель больше половины своего дохода нарастающим итогом с начала года получил от одного заказчика (клиента, покупателя), такой плательщик налога лишается права на использование упрощенной системы[11] и платит налоги за прошедшие периоды по общей системе.

Одним из налоговых новшеств так же является закрепление в НК обязанности уплаты предпринимателем-упрощенцем за осуществление деятельности не по месту государственной регистрации[12] или по всей территории Украины единого налога в размере 1500 грн. в месяц (что почти в три раза превышает максимум «стандартного» единого налога). Т.е. проектом НК однозначно предусмотрена возможность единщика на занятие предпринимательской деятельностью (за повышенную «плату») на всей территории Украины, а не только по месту государственной регистрации. Помимо этого, доход от занятия деятельностью не указанной в Свидетельстве плательщика единого налога (но разрешенной для единщиков) облагается по общей ставке в размере 15 процентов с момента получения. При этом, единщик обязан внести изменения в Свидетельство либо с со следующего квартала перейти на общую систему. По результатам хозяйственной деятельности предпринимателя-единщика НК предусматривает подачу нарастающим итогом специальной декларации ( вместо отчета), в срок, установленный для квартального периода. Вместе с тем, НК обязывает платить единый налог  авансом —  в текущем месяц за следующий.

Независимый консультант, А.В. Друшляк

Об авторе: Друшляк Александр Викторович – известный независимый консультант в области украинского налогового, трудового и хозяйственного права. Публиковался во многих именитых профессиональных изданиях, таких как — «Бухгалтерия», «Юридическая практика», «Все о бухгалтерском учете», «Баланс», «Частный предприниматель», «Собственное дело», «Налоги и бухгалтерский учет», «Бухгалтерская неделя».


[1] Далее – Закон №2181.

[2] Налоговый долг (недоимка) — не уплаченное в установленный срок согласованное налоговое обязательство, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства.

[3] Конечно, если налогоплательщик не оспаривает такое уведомление.

[4] Далее – Порядок №98.

[5] Указ Президента Украины «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 28.06.1999 г. № 746/99.

[6] Приказ ГНАУ «Об утверждении Свидетельства об уплате единого налога и Порядка его выдачи» от 29.10.1999 г. № 599.

[7] Далее – Письмо №417.

[8] См. письмо ГНАУ от 24.10.2003 г. №16658/7/24-1117.

[9] По своей сути, единый налог для предпринимателя больше «похож», например, на плату за патент, однако санкции за несвоевременную оплату патента предусмотрены Законом Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.1996г.№98/96-ВР, но никак не Законом №2181.

[10] Далее – НК.

[11] Это правило не применяется к плательщикам, которые оказывают услуги, связанные с разработкой, снабжением и обновлением программного обеспечения, отдаленной поддержкой программ и оборудования, оказывают услуги в сфере информатизации.

[12] Отметим, что Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц  и физических лиц-предпринимателей» от 15.05.2003г. № 755-IV предусмотрены такие термины, как место проведения государственной регистрации и местожительство предпринимателя. Что имеет в виду НК –  не уточняется.

Единый налог

Комментарии:

Оставить комментарий.