Может ли ФЛП на едином налоге продавать государственные лотереи, размещая на территории магазина лотерейный терминал от себя лично или как посредник (за вознаграждение)? (вопрос поступил на форум сайта «Учет и налоги»).
Порядок применения упрощенной системы предпринимателями регулирует Раздел XIV Налогового кодекса Украины (Далее- НКУ). Ст.291.5 НКУ устанавливает перечень видов деятельности, при осуществлении которых использование упрощенной системы невозможно. Отметим, что хотя лотерейный бизнес непосредственной в перечне «запрещенных» для единщиков видов деятельности не упоминается, но присутствуют прочие направления бизнеса, к отношение лотерей к которым неоднозначно. Например, деятельность по организации и проведению азартных игр, финансовое посредничество и т.п.
В соответствии со ст. 14.1.101 НКУ лотерея — массовая игра, условиями проведения которой предполагается розыгрыш призового между ее игроками, выигрыш в которой имеет случайный характер и территория проведения которой не ограничивается одним помещением. Согласно ст. 14.1.201 НКУ государственными денежными лотереями считаются лотереи, которые предусматривают наличие призового (выигрышного фонда) в размере не менее 50 процентов суммы полученных доходов, а также отчислений в Государственный бюджет Украины в установленном размере.
Под проведением лотерей понимается хозяйственная деятельность, которая включает в себя принятие оплаты участия в лотерее (ставок), проведение розыгрышей призового (выигрышного) фонда лотереи, выплату выигрышей (выдачу призов), а также другие операции, которые обеспечивают проведение лотереи. Лотерея может проводится как с использованием лотерейных билетов, так и с помощью специальной электронной системы приема ставок, заменяющей билеты.
Прежде всего, определимся с тем будет ли продажа лотерейных билетов считаться деятельностью по организации и проведению азартных игр. Поскольку интерпретация данного термина в НКУ не встречается, обратимся к ст. 5.3 НКУ, которая предлагает для толкования терминов использовать прочие законы. Для этого перейдем к ст.1 Закона Украины «О запрете игорного бизнеса в Украине» от 15.05.2009г. № 1334-VI, которая подразумевает под азартной игрой — любую игру, обязательным условием участия в которой является внесение игроком денег, в том числе через систему электронных платежей, что дает возможность участнику как получить выигрыш (приз) в любом виде, так и не получить его в зависимости от случайности. А организаций и проведением азартных игр будет считаться деятельность, осуществляемая с целью создания условий для азартных игр и выдачи выигрышей их участникам. Вместе с этим, упомянутый Закон прямо устанавливает, что к азартным играм не относится организация и проведение лотерей.
На основании п.3 ст.333 Хозяйственного кодекса Украины финансовым посредничеством считается деятельность, связанная с получением и распределением финансовых средств, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Финансовое посредничество осуществляется учреждениями банков и другими финансово-кредитными организациями и является составляющей финансовой деятельности. Естественно, предприниматель в таком случае не может считаться финансово-кредитным учреждением и заниматься финансовым посредничеством, поскольку является агентом — распространителем лотерей. Согласно лицензионным условиям по выпуску и проведению лотерей, утвержденных приказом Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства МФУ от 12.12.2002 г. №128/1037 распространители лотерей — это физические или юридические лица, которые на основании договора с организатором лотереи, осуществляют дальнейшее распространение билетов лотереи, а так же выплачивают выигрыши по ним.
При этом, сеть распространения лотерейных билетов (оплаты участия в лотерее) может состоять как из собственной сети организатора лотереи, так и сети (точек распространения) распространителей, работающих с оператором на договорной основе. Точкой распространения лотерейных билетов считается специально оборудованное и оформлено место для распространения билетов лотерей с соблюдением требований к распространению и порядку выплаты призов (выигрышей) игрокам в лотерее. Распространители имеют право осуществлять продажу билетов государственной лотереи и/или принятия платежей при наличии удостоверения, выданного организатором лотереи (оператором).
Предпринимателю в этом случае не требуется лицензия, и он может использовать упрощенную систему. Необходимости приобретать торговый патент – нет.
На основании п.4 ст.9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995г. № 265/95-ВР использовать РРО при продаже билетов государственных лотерей через электронную систему приема ставок нет необходимости.
Друшляк А.В., опубликовано в 2012 г.
Об авторе: Друшляк Александр Викторович – известный независимый консультант в области украинского налогового, трудового и хозяйственного права. Публиковался во многих именитых профессиональных изданиях, таких как — «Бухгалтерия», «Юридическая практика», «Все о бухгалтерском учете», «Баланс», «Частный предприниматель», «Собственное дело», «Налоги и бухгалтерский учет», «Бухгалтерская неделя».
Комментарии: