Компьютерный учет продаж у единщика

Ситуация: Предприниматель – плательщик единого налога имеет право работать без РРО. В сети магазинов женской одежды планирует установить компьютерную программу «1С – Рарус: Магазин» со сканерами в комплекте оборудования. Должен ли он будет сдавать отчет по РРО? Какие контролирующие органы имеют право доступа к программному обеспечению (проверить объемы продаж, сверить наличные в кассах и др.)? Имеют ли право контролирующие органы изъять лицензионный программный продукт для проверки и на какой период?

Обязательно при использовании сканера сдавать отчет по РРО? Автоматизация учета – большое подспорье для предпринимателя, желающего достоверно и оперативно вести учет движения и реализации товаров. При этом значительный выигрыш во времени приносит использование специальных программ и дополнительного оборудования, например сканеров. Сканер – это специальное устройство, которое «считывает» штриховой код, нанесенный на упаковку товара (или на сам товар) и передает эту информацию в компьютер, кассовый аппарат (при его наличии), систему учета, терминал и т. п. Как правило, такой сканер помимо штрих-кодов товаров может считывать информацию с дисконтных карт, разовых талонов на скидку и т. п. При этом сканер не является регистратором расчетных операций. Его использование только усовершенствует внутренний учет движения товара.

Правовые принципы применения регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг регулирует Закон Украины от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1776-III (далее – Закон о РРО). На основании п. 6 ст. 9 Закона о РРО предприниматель-единщик имеет право не использовать РРО и соответственно не представлять отчет об использовании регистраторов расчетных операций. Применение сканеров шрих-кодов также не влечет за собой подачу какой-либо дополнительной отчетности в контролирующие органы. Кроме того, согласно ст. 13 Закона о РРО для внутреннего учета предприниматели-единщики имеют право использовать свои «нефискализированные» кассовые аппараты. В случае применения таких регистраторов расчетных операций отчет по РРО не представляется, так как они не подлежат регистрации в ГНИ.

Кто имеет право проводить проверки? В соответствии с требованиями п. 1. ст. 11 Закона Украины от 04.12.90 г. № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине» (далее – Закон № 509) органы государственной налоговой службы в установленных законодательством случаях имеют право осуществлять документальные невыездные проверки, а также плановые и внеплановые выездные проверки начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), соблюдение валютного законодательства и т. п. Ни в Законе № 509, ни в Порядке оформления результатов невыездных документальных, выездных плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденного приказом ГНА от 10.08.2005 г. № 327, не указано, какие первичные документы должен предоставлять единщик при проверке. Логично предположить, что предпринимателю необходимо предоставлять документы, связанные с исчислением объекта налогообложения и уплатой налога.

Что касается проверки наличных расчетов (а не применения сканера), то единщику нужно помнить следующее. На основании ст. 16 Закона о РРО представителям ГНИ дано право не чаще одного раза в год проводить у них плановую проверку. Причем при возникновении споров относительно объемов продаж товаров (например, превышение пятисоттысячного объема) проверяющие могут учитывать документы, являющиеся распечатками нефискальных РРО предпринимателя. Другим контролирующим органам (кроме ГНИ) не дано право проверять объемы продаж (объект налогообложения) у предпринимателя.

Какие контролирующие органы имеют право доступа к компьютерным программам? До 2005 года п. 2 ст. 11 Закона № 509 представителям ГНИ было предоставлено право в целях определения объекта налогообложения «входить» в любые информационные системы, в том числе и компьютерные программы. В настоящее время такое право у них отсутствует. Вместе с тем согласно пп. 9.1.2 ст. 9 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее – Закон № 2181) налоговики имеют основание для ареста активов налогоплательщика в случае недопуска их к обследованию электронных контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем, которые применяются для расчетов за наличные или с использованием карточек платежных систем, весо-кассовых комплексов, систем и средств штриховой кодировки. Поэтому они могут настаивать на проверке. Поскольку разными законами представителями ГНИ предоставлены разные права, то в случае применения норм пп. 9.1.2 ст. 9 Закона № 2181 рекомендуем предпринимателям оспаривать такие действия, ссылаясь на пп. 4.4.1 ст. 4 Закона № 2181 (конфликт интересов).

Проверку на предмет законности использования программного обеспечения имеет право осуществлять государственный инспектор по вопросам интеллектуальной собственности. Так, на основании п. 8 постановления КМУ от 17.05.2002 г. № 674 «Об утверждении Положения о государственном инспекторе по вопросам интеллектуальной собственности Государственного департамента интеллектуальной собственности» такой инспектор имеет право проверять у предпринимателя наличие разрешения на использование объекта права интеллектуальной собственности (в том числе и компьютерной программы) на любой стадии его обращения. Для этого он может требовать регистрационные, финансовые и другие документы, подтверждающие право на использование программы. Кроме того, инспектор имеет право проводить осмотр и изымать у субъектов хозяйствования в целях изучения на необходимый срок, но не более 30 дней объекты права интеллектуальной собственности в случае, если есть обоснование подозревать в нарушении требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Также «интеллектуальному» инспектору предоставлено право проводить проверку и изымать при необходимости у субъектов хозяйствования на период до решения вопроса в судебном порядке носители, которые содержат объекты права интеллектуальной собственности. Обратим внимание, что в указанной ситуации системный блок с установленной программой учета в трактовке абз. 4 ст.1 Закона Украины от 23.12.93 г. № 3792-XII «Об авторском праве и смежных правах» носителем считаться не будет.

Кроме того, проверить легальность используемого программного обеспечения могут сотрудники Государственной службы по борьбе с экономической преступностью, которым на основании п. 3 постановления КМУ от 05.07.93 г. № 510 «О создании Государственной службы по борьбе с экономической преступностью» предоставлено право проводить в установленном порядке оперативно-разыскные мероприятия, в том числе связанные с установлением фактов нарушения прав интеллектуальной собственности. Как правило, основанием для проверки служит заявление правообладателя объекта интеллектуальной собственности. Если программное обеспечение, установленное на компьютере, является нелегальным, то оно (часто вместе с компьютером) до рассмотрения дела судом может быть изъято (как орудие или объект административного правонарушения) в соответствии со ст. 260, 265 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее – КУоАП). Кроме того, изъятие может проводиться и в рамках уголовного дела на основании ст. 186 Уголовно-процессуального кодекса Украины.

Следует обратить внимание, что согласно ст. 255, 265 КУоАП право изымать незаконно используемое программное обеспечение и составлять протоколы о нарушении авторских и смежных прав предоставлено ГНС. Однако изъять нелицензионное программное обеспечение до рассмотрения дела судом и составить протокол налоговики могут лишь при установлении таких фактов при проведении «обычных» проверок, так как Законом № 509 сотрудникам ГНС не дано право специально приходить на проверку законности использования объектов авторских и смежных прав. Незаконное использование программного обеспечения исходя из ст. 512 КУоАП влечет за собой наложение админштрафа в размере от 170 до 3 400 грн. Также ст. 512 КУоАП предусмотрена конфискация контрафакта, материалов и оборудования, используемого для его изготовления. Конфискация компьютеров с нелегальным программным обеспечением в ст. 521 КУоАП не упоминается.

Таким образом, использование сканера предпринимателем-единщиком не является основанием для представления отчета по РРО.

Контролировать законность используемых компьютерных программ имеют право представители ГНИ только в рамках плановых и внеплановых проверок.

Александр Друшляк, опубликовано в 2010г.

Единый налог

Комментарии:

Оставить комментарий.