НДФЛ при переходных операциях

Продажа товара.

Предприниматель  получает аванс на упрощенной, а отгрузку товара производит на общей системе.  В этом случае в соответствии со статьей 1 Указа № 727/98 выручка предпринимателя на упрощенной системе составит сумма (в том числе и авансовая) фактически полученная им на расчетный счет или в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг) и отраженная в графе «Сумма выручки (дохода)» в утвержденной Порядком №599 Книге по форме №10 (При условии отражения в Книге по форме №10 доходом может быть и оплата в натуральной форме). То есть, получив авансовый платеж за товар на «упрощенной» системе и отразив доход в Книге по форме №10  предпринимателю не нужно начислять доход при отгрузке товара покупателю после перехода на общую систему.

Товар отгружается предпринимателем на упрощенной системе, а оплату за этот товар предприниматель получает на общей. В этом случае предприниматель — «упрощенец»  отгружает товар и на упрощенной системе у него не возникает доход (т.к. нет оплаты). После перехода на общую систему порядок определения объекта обложения налогом доходов, полученных предпринимателем, устанавливается частью второй ст.13 Декрета: «Налогооблагаемым доходом считается совокупный чистый доход, то есть разница между валовым доходом (выручки в денежной и натуральной форме) и документально подтвержденными расходами, непосредственно связанными с получением дохода». Доход в этом случае возникнет у предпринимателя на общей системе в момент получения денежных средств или другой натуральной оплаты и составит разницу между покупной и продажной стоимостью товара.

Полученная оплата отражается в Книге учета доходов и расходов от предпринимательской деятельности по форме № 10 в соответствии с приложением №10 Декрета. Стоимость приобретенного товара в Книге учета доходов и расходов предприниматель отражает в графе 3 «Затраты на производство продукции», а полученную оплату в графе №6 «Сумма выручки (дохода)» .

Рассмотрим пример, когда предприниматель реализует после перехода на общую систему оставшийся у него товар — 9 телевизоров по цене 820 грн. за штуку, приобретенных им на упрощенной системе за 700 грн. каждый.

Книга учета доходов и расходов

Период учета

(день, неделя, месяц, год)

Количество изготовленной продукции, предостав-ленных услуг (в единицах измерения)

Затраты на произво-дство  продукции

Количество проданной

продукции,

предостав-ленных

услуг)

Цена

продажи

продукции

(услуг)

Сумма

выручки

(дохода)

Чистый

Доход

1

2

3

4

5

6

7

05.07.05

6300,00

9

820,00

7380,00

1080,00

Приобретение товара.

При приобретении предпринимателем товаров не имеет значения, на какой системе – упрощенной либо общей была отгрузка или оплата товара. Ведь, как говорилось выше, на общей системе условием включения в валовые расходы предпринимателя стоимости товара является документальное подтверждение стоимости их приобретения, то есть наличие приходных документов о закупке товара с указанием его цены.

НДС и переходные операции.

Продажа товара.

Датой возникновения налоговых обязательств по НДС при поставке (продаже) товаров (работ, услуг) в соответствии с п.7.3.1 Закона о НДС является дата, которая приходится на период, в течение которого происходит любое из событий случившееся ранее:

–        либо поступление оплаты за товары (работы, услуги) от покупателя;

–        либо отгрузка товаров, а для работ (услуг) – оформление документа о выполнении этих работ (услуг) плательщиком налога.

То есть, для обложения НДС не важно, что было первым отгрузка или оплата товара (кроме некоторых случаев, когда плательщик НДС выбрал кассовый метод определения обязательств, оплата за товары поступает с бюджетного счета и др. (п.11.11 Закона о НДС ). По Закону о НДС налоговое обязательство по НДС возникнет по первому из событий (отгрузке либо оплате), которое происходит в нашем случае на упрощенной системе. И если после регистрации плательщиком НДС происходит второе событие (оплата либо отгрузка), то налоговое обязательство предпринимателю  начислять не нужно.

Приобретение товара.

Возникновения права на налоговый кредит возможно лишь у покупателя – плательщика НДС и происходит по  первому из событий – отгрузке либо оплате ( п.7.5.1 Закона о НДС ). Т.е. предприниматель-«упрощенец» не сможет включить суммы в налоговый кредит, если первое из событий произошло на упрощенной системе – он еще не являлся плательщиком НДС. Кроме того, налоговое обязательство у продавца так же возникнет  по первому из событий, и он  выпишет налоговую накладную в двух экземплярах. И, в случае, если контрагент — не плательщик НДС (в т.ч. является предпринимателем-«упрощенцем») – продавец оба экземпляра оставит у себя (п.8. Порядка № 165). Таким образом, после регистрации плательщиком НДС «бывший» предприниматель-«упрощенец» не сможет получить один из экземпляров налоговой накладной и, следовательно,  реализовать право на налоговый кредит (п.7.2.6 Закона о НДС ).

Сайт «Учет и налоги», опубликовано в 2005г.

Перечень документов.

1. Закон О НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.1997г. № 168/97-ВР;

2. Указ № 727/98 – Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98г. № 727/98;

3. Декрет Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92 в действующей части;

4. Порядок№599 – Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утв. Приказом ГНАУ от 20.10.99г.№599;

5. Порядок №165 – Порядок заполнения налоговой накладной,  утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97г. №165.

Для частных предпринимателей

Комментарии:

Оставить комментарий.